Юбка из мяса, брюки из вафель, платье из артишоков — дизайнеры создают наряды из продуктов
Билл Коттон, американский живописец, работающий в жанре гиперреализма, недавно представил в художественной галерее Лос-Анджелеса свою новую картину, на которой изображена девушка в нарядном платье из конфет.
Для создания этого полотна художник купил 20 фунтов сладостей и нанял студента-дизайнера, чтобы тот помог ему соорудить из них одежду. Среди последних работ Коттона портрет певицы Кэти Перри на карамельном облаке.
В последнее время в произведениях искусства, в рекламе и шоу-бизнесе все чаще фигурирует одежда из продуктов. Так, например, в одном из последних каталогов сети магазинов Barneys New York у моделей одежда с капустными воротниками, колье из вишни и шапки из осьминогов.
«Еда может смотреться сюрреалистично, если вы выдергиваете ее из контекста», — говорит Саймон Дунан, креативный директор Barneys New York. Пожалуй, самый известный пример — «мясное» платье Леди Гага, в котором она появилась на церемонии награждения MTV Video Music Awards.
Но, надо сказать, наряд из сырого стейка — не такое уж и революционное изобретение. Еще до памятного выхода Леди Гага дизайнер Эми Гудхарт «скроила» юбку из ломтей жареного огузка, напоминающих цветочные лепестки. Наряд в 2009 году заказал для серии снимков под общим названием Hunger Pains («Муки голода») фотограф Тед Сабарезе.
Помимо юбки из мяса, Гудхарт придумала для фотосессии облегающий костюм из макарон, вафельные брюки, шапку и сумку из хлеба и шоколада. «Одна беда, — говорит модель Бриджет Плуф, участвовшая в съемках, — когда надеваешь такую одежду, ужасно хочется ее есть».
Все в шоколаде
Чаще всего материалом для дизайнеров служит шоколад. Каждый год в нескольких странах проходит ярмарка Salon du Chocolat, в рамках которой устраивается своеобразный показ мод — все «коллекции» украшены или полностью сделаны из разных сортов шоколада. Среди нарядов костюмы киногероев (например, Зены — королевы воинов), пышные юбки и карнавальные головные уборы.
Впервые салон прошел в 1995 году в Париже, а сегодня мероприятие устраивается в Испании, США, Японии, Китае, Египте, Италии, России. «Дизайнеры воспринимают нашу ярмарку с энтузиазмом, — говорит Сильви Дус, соучредитель Salon du Chocolat. — В Москве одна модель вышла в платье с рукавами из шоколадных роз и головном уборе с шестью горящими свечами. А дизайнер из Египта сделал шоколадное платье, напоминающее античную тогу».
Но шоколад — капризный материал, требующий от модельеров осторожности. «Важно, чтобы он не соприкасался с подмышкой», — советует дизайнер Джоэлль Махоуни. Она называет себя художником по шоколаду: среди ее работ наряд с оборками из темного шоколада и маленькое платье из белого.
Чтобы продукт не таял, Махоуни сажает его на подкладку из целлофана. Наиболее сложные модели она крепит на тонкую проволочную основу. Работая над мини-платьем, Махоуни подмешала к шоколаду кукурузный сироп, чтобы получить более пластичную субстанцию.
Много зелени
«Один из самых сложных продуктов для дизайнера — артишок», — считает модельер Уэсли Нолт, сооружавший платье из этого материала для фотосессии Hunger Pains. Как только артишоки срезают, они начинают чернеть. Чтобы избежать этого, Нолт предварительно замочил около 30
артишоков в лимонном соусе.
Но заготовленных плодов не хватило, и ассистенту пришлось бежать в магазин. В итоге уже использованные в одежде артишоки стали окисляться и темнеть, и пришлось срочно пришпиливать степлером остатки листьев, не дожидаясь возвращения ассистента, чтобы успеть сделать фотографию.
Это платье принесло Нолту определенную славу в фэшн-бизнесе, но, как признается сам дизайнер, «артишоки я после этого еще долго просто видеть не мог».
Свои трудности есть и при работе с капустой. Американский дизайнер Миа Гизандер делала из нее платье для актрисы Клорис Личмен. «Сначала я хотела использовать нижние листья интересного бордового оттенка. Но выяснилось, что они очень хрупкие и лучше “шить” из более пластичных верхних слоев», — рассказывает Гизандер. Три мастера в течение 10 часов отбирали самые большие листья с 70 кочанов капусты и аккуратно сшивали их между собой.
Но самое проблемное в производстве одежды из продуктов — ее сохранность. Джоэлль Махоуни пыталась сохранить свое первое шоколадное творение — костюм пирата, покрытый лимонной глазурью, — с помощью съедобного спрея, которым иногда пользуются пекари.
Однако шоколад стал распадаться на кусочки, и его пришлось выбросить. А вот автор мясной юбки Эми Гудхарт даже не пыталась оставить ее себе на память. По ее мнению, смысл съедобных вещей как раз в их короткой жизни: «Мне нравится делать недолговечные вещи, одежду из бумаги и еды. Ведь одежда — это часть перформанса, который происходит здесь и сейчас».