С каждым годом в России растет число потребителей минеральной и бутилированной питьевой воды. Снижение качества водопроводной воды и стремление к здоровому образу жизни привели к тому, что все большее число людей отказывается потреблять воду из-под крана, предпочитая пить и готовить на очищенной питьевой воде, разлитой в бутылки. Касательно минеральной воды, то традицию включать обогащенную полезными веществами воду в свой рацион россияне сохранили со времен СССР. Сегодня производством питьевой и минеральной воды занимаются как небольшие местные компании, так и крупные корпорации.
В продаже встречается природная минеральная вода, очищенная питьевая, а также искусственно минерализованная. Такое деление принято в российской системе классификации.
Минеральная вода — это природная вода, которая содержит растворенные минеральные вещества, добытая из земли. Согласно российской классификации, ее принято делить на три класса: столовую, лечебную и лечебно-столовую
воду. В группу столовых вод ("Сарова", "Серебряная роса", др.) входят напитки, степень минерализации у которых составляет менее 1 г/л.
Степень минерализации лечебно-столовых вод ("Боржоми", "Ессентуки-4", "Нарзан" и др.) колеблется от 1 до 10 г/л, а лечебных ("Ессентуки-17", "Лысогорская" и др.) — от 10 до 15 г/л. К лечебным водам также можно отнести воды с меньшей минерализацией, но содержащие высокое количество биологически активных компонентов. К лечебной воде нужно относиться с особым вниманием и не употреблять ее без рекомендаций врача. А вот питьевую воду можно употреблять в неограниченных количествах.
Чистой от природы питьевой воды с каждым годом становится все меньше, поэтому производители безалкогольных напитков научились искусственно очищать воду. Так, питьевая вода, фасованная в бутылки (“Bon Aqua”, “Aqua Minerale”, "Святой Источник" и др.), представляет собой очищенную от вредных примесей воду, которую можно пить и, не опасаясь за здоровье, использовать для приготовления пищи. Пионером в данном сегменте стала вода "Святой Источник", ее производство началось в 1994 г. в окрестностях Костромы. В 1999 г. на российском рынке появилась Aqua Minerale (PepsiCo), а в 2000 г. — Bon Aqua (Coca-Cola). Следом за ними активизировались и местные производители.
В 1991 г. в СССР было зарегистрировано около 200 наименований минеральных вод, в 1994 г. их количество уже было около 500. На данный момент в РФ зарегистрировано более 700 наименований, более 100 из них производится на Северном Кавказе.
По данным маркетингового агентства MAGRAM Market Research, объем рынка минеральной и питьевой воды в России составляет 1,2—1,25 млрд л в год.
Аналогичные сведения приводит и Госкомстат. До 50% объемов продаж приходится на грузинскую воду "Боржоми" и российские "Нарзан" и "Ессентуки". Около 35% потребителей минеральной и питьевой воды называют их любимыми марками. Лидерство в данном сегменте принадлежит "Боржоми".
По данным исследования MAGRAM MR, "Боржоми" занимает 19,6% всего рынка воды в Москве, 29,4% — в Санкт-Петербурге и порядка 10% в регионах. По мнению экспертов агентства Canadean, на долю крупнейших игроков рынка ("Святой Источник", "Боржоми", "Нарзан", Aqua Minerale, BonAqua) приходится до 30% рынка. Оставшаяся доля занята местными производителями, продукция которых, как правило, не выходит за пределы своих регионов. В ближайшее время прогнозируют рост на рынке натуральных минеральных вод и очищенных питьевых. Причем динамика развития рынка природных минеральных вод будет гораздо выше.
Основываясь на рейтинге основных производителей на российском рынке минеральной/питьевой воды (по материалам исследований компании «Бизнес Аналитика»): в Москве третью, четвертую и пятую позиции в рейтинге занимают соответственно GG& MW Co. N.V. (ТМ «Боржоми»), Nestle Waters (ТМ «Святой источник») и ЗАО «Кавминводы» (ТМ «Новотерская»), тогда как в 19-ти крупных нестоличных городах компания GG& MW Co. N.V. оказалась лишь на девятой позиции, а Nestle Waters и ЗАО «Кавминводы» не вошли в десятку ведущих производителей.
В свою очередь, производители, занявшие третью (ОАО «Нарзан», ТМ «Нарзан»), четвертую (ООО «Фирма «Меркурий» и ТМ «Меркурий», «Биба») и пятую (ООО «Аква», ТМ. «Раифский источник») позиции в рейтинге по результатам исследования в 19-ти крупных российских городах, не считая Москвы, отсутствуют в десятке лидеров столичного рейтинга, за исключением ОАО «Нарзан», которое заняло шестую позицию.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Российский рынок минеральной и питьевой воды является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков. А наиболее крупными игроками на российском рынке минеральной и питьевой воды являются международные концерны The Pepsi Bottling Group (ТМ «Аква минерале») и The Coca-Cola Company (ТМ «БонАква»).
Вода несет здоровье. Очень любопытная информация о Спа программах на сайте, посвященному Спа и термальным источникам. Советуем посетить - не пожалеете!
38959