Вслед за муфтием Адена и его монахами обычай употреблять кофе распространился по всем религиозным общинам на Аравийском полуострове. Постепенно он вышел за стены монастырей и вошел в быт обыкновенных людей. Неудивительно, что эта традиция сначала появилась в Адене. Горожане считали, что муфтий (по мусульманским законам очень уважаемое лицо) не стал бы употреблять в пищу что-либо запрещенное, поэтому они охотно последовали его примеру.
Первоначально кофе пили в мечетях, где раздавали всем желающим то, что оставалось от монахов. Напиток дегустировали в торжественной обстановке под религиозные песнопения. Неудивительно, что этот процесс считался благочестивым и праведным делом. Вкус кофе нравился всем, и прошло совсем немного времени, как напиток приобрел большую популярность и каждый стремился получить вожделенное вознаграждение в виде божественного питья за посещение мечети.
Обеспокоенные такими устремлениями духовные лица попробовали ограничить употребление кофе. Его разрешалось пить только имамам и монахам, да и то только накануне ночных молебнов. В небольших количествах его по-прежнему могли предписывать врачи как целебное средство. Однако сдержать распространение привычки употреблять кофе было очень трудно, так как все больше монахов стремилось к ночным бдениям, а медики стали прописывать это удивительное лекарство почти при всех болезнях.
Попробовав
кофе в мечети, люди замечали его стимулирующий эффект и обнаруживали, что этот напиток облегчает общение. Вскоре его стали открыто продавать в местах, где собирались студенты, ночные рабочие и путешественники. В конце концов обычай пить кофе вошел в привычку у всех жителей города. Его стали подавать не только ночью, но и в любое время суток, и не только в общественных местах, но и в домашней обстановке. Особенно большую популярность кофе приобретал во время Рамадана, когда необходимо было поститься от восхода солнца до его заката.
Победное шествие кофе
Привычка пить кофе быстро распространилась из Адена по соседним городам и к концу XV в. достигла священного города Мекки. Здесь также сначала кофе варили в мечетях.
Вскоре горожане стали пить кофе и дома, и в специальных местах, отведенных для этой цели. Они делали это с нескрываемым удовольствием, что следует из древних арабских документов: «Под предлогом выпить кофе туда в любое время суток приходит множество людей, чтобы насладиться беседой, сыграть партию в шахматы или другие игры, потанцевать, попеть и позабавиться самыми разными способами».
Мекка была центром мусульманского мира, поэтому все, что происходило в ее общественной и культурной жизни, воспринималось жителями других городов как эталон и образец для подражания. Неудивительно, что обычай пить кофе быстро распространился по всему Аравийскому полуострову, достиг Египта на западе и Сирии на севере. Его разнесли с собой исламские воины, которые к тому времени завоевывали юг Европы, Испанию, Северную Африку и продвигались на восток, устремляясь в Индию. Куда бы они ни направлялись, они всюду брали с собой кофе.
Таким образом кофе стал неизменным атрибутом жизни на Среднем Востоке. Он стал играть настолько важную роль в жизни общества, что его упоминали даже в брачных контрактах. В некоторых странах там отмечали, что муж должен разрешать жене пить столько кофе, сколько она пожелает. Нарушение этого пункта соглашения могло стать официальным поводом для возбуждения дела о разводе.
Кофе в Персии
Есть мнение, что обычай употреблять кофе появился не в Аравии, а еще раньше в Персии. Считается, что из военных походов персы привозили с собой пленников-эфиопов, пытавшихся обосноваться в Йемене. Безусловно, там они обнаружили плантации кофе, посаженные переселенцами, и, полюбив вкус экзотического напитка, привозили диковинные растения к себе домой. В истории о муфтии Адена также упоминается, что в Персии пили кофе уже в середине XV в.
В лучших местах большинства персидских городов с незапамятных времен строили просторные, уютные кофейни. У них была отменная репутация так как напиток высокого качества подавали быстро и «с полным уважением». То, что в кофейнях велись политические дискуссии, вслед за которыми могли наступить беспорядки, обычно обходили молчанием. Считалось, что в таких заведениях собирались, чтобы наслаждаться беседой, музыкой, танцами и «другими вещами подобного рода». Известно даже несколько упоминаний о том, как правительство было вынуждено положить конец «бесстыдным поступкам, которые там совершались».
Сохранился древний рассказ английского путешественника о том, как жена шаха однажды пригласила муллу, специалиста по правовым и духовным вопросам, в один из самых известных кофейных домов. Он, находясь там, должен был развлекать постоянных посетителей беседами на тему поэзии и истории и растолковывать им законы. Природная осторожность позволила ему избегать спорных политических дискуссий, и обстановка в этой кофейне в тот день дышала миром и согласием. Мулла стал желанным гостем этого заведения.
Этому примеру последовали и хозяева других кофеен. Они стали нанимать мулл и специальных рассказчиков на постоянную работу. Им отводилось специальное место в центре помещения, где устанавливали высокий стул, «сидя на котором они произносили речи, рассказывали сатирические истории, поигрывая небольшой палочкой так, как это делают жонглеры в Англии».
Кофе в Турции
Несмотря на то что обычай пить кофе широко распространился в Сирии, в соседнюю с ней Турцию он проникал с трудом. Однако по мере расширения Османской империи и после покорения арабов кофе все-таки пришел и к туркам. Об этом свидетельствуют воспоминания одного из английских врачей, которые он написал в Константинополе: «Когда турка покидают силы, он тотчас же пьет кофе, а если это не помогает, он все равно может думать только о кофе».
Как появились кофейни. Из рукописей одного из арабских писателей XVI в. стало известно, что две первые кофейни в Константинополе были основаны в 1554 г. оборотистыми сирийскими предпринимателями. Это были просторные помещения, богато и со вкусом обставленные и украшенные «изысканными подушками и коврами, где они принимали своих гостей, главным образом ученых, любителей шахмат и других сидячих игр». Вскоре в турецкой столице открылись и другие кофейные заведения, предназначенные для более набожных посетителей. Их старались украсить как можно богаче. Пока гости отдыхали на великолепных подушках, их в это время развлекали занятными историями и стихами, пением и танцами профессиональные артисты.
Несмотря на многочисленность кофеен, они были все время переполненными. Историки расходятся во мнениях относительно социального ранга их посетителей. Одни считают, что это были в основном состоятельные горожане, другие — что это были люди из самых различных слоев населения.
Вот что пишет Гаттокс в «Общественной жизни кофейни»: «Из предположения о том, что кофейни посещали все слои населения, вовсе не следует, что они ходили в одни и те же заведения».
Кофейни были очень удобными местами для обмена информацией и поиска работы, так как их часто посещали странствующие судьи, надзиравшие за проведением работ в Константинополе, профессора юриспруденции, ученые, а также студенты, стремившиеся повысить свой образовательный уровень или искавшие престижную работу. Среди постоянных посетителей кофеен можно было заметить даже высокопоставленных военных (вплоть до главы охраны султанского дворца) и других привилегированных членов высшего общества.
Путешественники-иностранцы, такие, как английские писатели, ботаники, врачи, никогда не видели ничего похожего на кофейни и поэтому отводили их описанию много места в своих произведениях. Вот что пишет Гёнри Блант в «Путешествии в Левант»: «Там на подмостках, устроенных на высоте полярда и покрытых коврами, сидят, скрестив ноги по-турецки, и разговаривают люди. Их больше двух или трех сотен, и их голоса заглушают негромкую музыку».
Сэр Гёнри Сэндис оставил несколько неодобрительное описание: «Они сидят, болтая, почти целый день и тянут из маленьких китайских блюдечек напиток, называемый «кофа». Он такой горячий, что его едва можно вытерпеть, черный как смоль и не слишком вкусный… Они говорят, что он облегчает пищеварение и вселяет бодрость духа. У многих завсегдатаев кофеен есть собственные мальчики-слуги, которые их ублажают».
Кофе в домашней обстановке. Турки пьют кофе не только в кофейнях, но и дома. По наблюдениям французского путешественника «они тратят на кофе столько же денег, сколько в Париже расходуют на вино». Сэр Генри Блант в письме другу писал: «Несмотря на многочисленные кофейни, без кофе не обходится ни одно приватное домашнее событие».
Блант обратил внимание и на многие терапевтические эффекты кофе: «Турки так благодарны кофе за то, что он оберегает их от опасностей, которые таит неправильное питание или влажное жилище, что готовы пить его с утра до вечера. Несмотря на сырость, у них нет чахотки, вялость и апатичность не поражают стариков, а рахит — младенцев, у беременных женщин не бывает дурноты. Однако в наибольшей степени кофе предохраняет их от образования камней и подагры».
Кофе и религиозная преданность
Мусульмане были уверены, что кофе — это дар Аллаха, поэтому относились к нему с фанатичной преданностью. Об этом свидетельствует хвалебная речь, переведенная с арабского и опубликованная в начале XIX в. в трансильванском медицинском журнале. Авторство этого панегирика приписывается шейху Абдал-Кадеру Анасари Дьезери Хаубули, сыну Магомеда.
«О, КОФЕ! Ты разгоняешь заботы а наставляешь на путь истинный тех, кто желает познать истину Кофе — божественный напиток, дарующий силы служителям Аллаха, которые жаждут знаний…
Когда перед тобой появляется чашка с ароматным напитком, уходят все печали. Он животворно течет по венам и не дает тоске разливаться по ним. Если ты в этом сомневаешься, обрати внимание на молодость и красоту тех, кто его пьет..
Кофе — божественный напиток, дарующий здоровье… Тот. кто увидит чашу с кофе, будет относиться с презрением к вину Знаменитый напиток! Твой цвет — символ истинной чистоты. Пей его, не сомневаясь и не слушая ропота толпы, чьи порицания беспочвенны…»
27478