Бальзам - это крепкоалкогольный напиток, щедро вобравший в себя множество ароматных настоев целебных трав, кореньев, плодов, различных эфирных масел. Именно эти дары природы - натуральные добавки - придают бальзаму своеобразный коричневый цвет, невероятно широкую гамму вкусовых оттенков и богатейший, гармоничный аромат. Насыщенные множеством ценнейших натуральных ингредиентов, бальзамы оказывают стимулирующее и тонизирующее воздействие при физическом и умственном переутомлении, недомогании и слабости.
Производство алкогольных и безалкогольных напитков с использованием трав, кореньев, цветов имеет такую же древнюю историю, как и производство русских водок. Из летописей известно, что лечебные свойства аквавиты были впервые оценены на Руси еще в 1429 году, когда генуэзцы по пути в Литву завернули в Москву и преподнесли юному Василию II сосуд с "горячим вином". Бояре сошлись во мнении, что оно "вельми способно", чтобы наряжать на нем травные настои. Русским словом "водка" уже в XVI веке стали называть спиртовые вытяжки целительных сборов, а также многие привозные лекарства. Довольно быстро даже простой народ на Руси признал в водке универсальное медицинское средство - чудодейственный бальзам. Она продавалась в аптеках и отличалась от других медицинских средств непомерно высокой стоимостью, так как еще в первой половине XVII века на Руси - в Москве - была всего одна аптека, отпускавшая водку исключительно по челобитным. «Вели, государь, - пишет один из просителей, - дать мне для моей головной болезни из своей государственной аптеки водок - свобориновой да финиколевой...».
Среди народа бережно собирались и записывались старинные рецепты снадобий. Различные "Травники", "Лечебники", "Прохладные вертограды" (особые рецептурные сборники) были достаточно распространенным явлением. Еще в 1580 году с польского языка была переведена книга о травах, тинктурах, водках, о дистиллировании и т. д.
Вероятно, одно из первых дошедших до нас письменных свидетельств о бытовавших в старину на Руси рецептах производства травяных настоев содержит в себе «Домострой» - знаменитый литературный памятник XVI века. Он сообщает: «Водка земляничных же ягод различным обычаем составляется. Некоторые ю без огня делают, и емлют ягоды и полагают в сосуде скляничном и, гораздо закутав, в навозе глубоко закапывают, и стоит она в гною осм дней... Пити поутру и вечере, с питием обычным смешав, и тем самым всякую мокрость вредительную потом из тела истребит, и немощь печальную из печени, и желтость из тела выгонит...»
28593