05.01.2012
В Белоруссии дорожает спиртное, но потребителей это не отпугивает. Вместо уменьшения потребления алкоголя покупатели смещают свои акценты на высокоградусные напитки в ущерб пиву и вину.
Рост продаж ликероводочной продукции возрос на 33,6% за 11 месяцев прошлого 2011 года. Пиво и виноградное вино скромно отстают. Производители пива прогнозируют падение продаж и производства в следующем году, учитывая рост акцизов и подорожание сырья. Цены на отечественный солод взвились пропорционально девальвации рубля.
Водочный спирт всегда был дешевле, чем пивной, с ним на равных мог конкурировать только спирт в плодово-ягодных винах. В середине 2000-х динамика роста продаж пива и натурального вина обгоняла высокоградусных коллег. Средний белорус тогда чувствовал себя более зажиточным и предпочитал более имиджевые напитки, чем закусывать огурцом после горькой рюмки.
В сентябре акциз на пиво увеличился в три раза, что подняло розничную цену на 15-20%. Это пустяки на фоне инфляции, перевалившей за 100%. Но в сочетании с подорожанием сырья почти в три раза ущерб для пивоваров оказался непомерным. Аудриус Микшис, гендиректор ОАО «Лидское пиво», прогнозирует вторжение импортного пива.
Производители ликероводочной продукции оказались в более выгодном положении: зерно подорожало меньше по сравнению с солодом. Кроме того, государственные спиртзаводы пользуются помощью инновационных фондов, что дешевле, чем брать банковские кредиты. Пивная отрасль, наоборот, полностью принадлежит частным компаниям и пессимистически ожидает стагнации.
Ярослав Плутенко
23257