Не секрет, что восприятие аромата, вкуса и послевкусия вина зависят от формы бокала, из которого его пьют. Но эта истина была открыта совсем недавно - в 50-х годах прошлого века. Удивительно то, что человечество употребляло вино тысячелетиями, но только один человек, и не так давно, догадался о зависимости восприятия качеств вина от свойств бокала, в которое оно налито. Это был австриец, потомственный стеклодув Клаус Йозеф Ридель (Riedel). Установление взаимосвязи между формой и содержанием винного бокала на фоне обычных в то время рюмок и стаканов всевозможных форм и расцветок стало революционным открытием не только в ремесле стеклодувов, но и в энологии в целом.
Три века династии стеклодувов
В течение 300 лет 11 поколений семьи Риделей занимаются стекольным делом. История династии началась в 1678 году в северной части Богемии, на границе с Силезией (сейчас это территории Чехии и Польши), когда родился первый представитель семьи. А богемское стекло с торговой маркой Riedel впервые появилось в 1890 году. Сейчас компанией управляет уже десятый представитель семьи.
Первый из Риделей, кто посвятил себя богемскому стеклу, был Иоганн Кристоф Ридель. Он был не стеклодувом, а торговцем, - благодаря ему богемское стекло ценилось не только в Европе, но и за океаном. Представители каждого поколения Риделей обязательно что-то изобретали и совершенствовали. Иоганн Карл Ридель (второе поколение) был позолотчиком и резчиком стекла. После семилетней австро-прусской войны (1756-1763) интерес к стеклянным изделиям резко упал: для разоренных домов покупать бьющиеся безделушки было непозволительной роскошью. И третий Ридель - Иоганн Карл - переквалифицировал заводы на выпуск оконного стекла, разработав при этом новую технологию его производства. В конце XVIII века Ридели значительно расширили ассортимент продукции: бутылки, вазы, подсвечники, бисер, флаконы для духов.
Весь XIX век Ридели экспериментировали с цветом стекла. А в начале прошлого века представитель восьмого поколения Вальтер сконцентрировался на тонком стекле. Он изобрел стекловолокно и наладил выпуск линз, призм и кинескопов. Последние применялись в радарах, с помощью которых немецкие военные в конце Второй мировой войны контролировали воздушное пространство. После войны Вальтера Риделя насильно вывезли в Советский Союз, где он в течение 10 лет руководил исследовательской лабораторией. На родину пленника отпустили лишь в 1955 году. Но его империи больше не существовало: в 1946 году заводы, оказавшиеся на землях Чехословакии, были национализированы.
Клаус, сын Вальтера (девятый по счету Ридель), был наследником династии, но бизнеса уже не было. И тогда ему помог друг семьи - владелец австрийской стекольной фабрики - Сваровски (Swarovski), который когда-то был учеником отца Вальтера. Он отправил Вальтера за свой счет обучаться химии в университет Инсбрука, а потом помог ему и его сыну Клаусу приобрести обанкротившийся стекольный завод в Австрии.
Что за открытие сделал девятый Ридель, известно всему миру: он изобрел бокалы и назвал их своим именем - Riedel. Работая с опытными дегустаторами, Клаус Йозеф Ридель обнаружил, что в его бокалах вино демонстрирует большую глубину и лучшую сбалансированность чем в обычных бокалах. Клаус Йозеф Ридель разработал бокал, который был столь же функционален, сколь и прекрасен, используя при этом принцип дизайна «Bauhaus» (конструктивизма): форма следует за функцией.
Форма следует за функцией
Впервые тонкие хрустальные бокалы Riedel без каких-либо украшений, ничем с виду не выделяющиеся, кроме разве что новых форм, появились в продаже в 1960-м году. Сейчас они - эталон, все дегустаторы мира пользуются бокалами Riedel. Серия бокалов ручной работы Sommeliers, запущенная в производство 1973 году, навсегда изменила взгляд на бокал для вина. В своих поисках ответа на вопрос, как размер бокала влияет на вино, Клаус Йозеф Ридель выявил один главный фактор: все бокалы, которые выпускались до сих пор, были слишком малы, чтобы дать вину раскрыться и показать всю свою красоту. Бокалы Риделя не скрывают недостатков, но подчеркивают достоинства вина.
На серию Sommeliers обрушился град призов со всего мира. «Наилучшие бокалы, как для профессиональных дегустаций, так и для наслаждения вином производят в компании Riedel. Влияние этих бокалов на восприятие изысканных вин неизмеримо. Я не могу описать словами, как сильно меняется ощущение от одного и того же вина, налитого в разные бокалы». (Роберт М. Паркер, The Wine Advocate). А бокал линии Sommeliers «Burgundy Grand Cru» ручной работы был назван в 1989 году журналом Decanter «лучшим бокалом всех времен для бургундского вина». На своем пути от жидкого хрусталя до готового бокала каждое изделие этой серии проходит через руки 25 опытных мастеров!
Функция определяет форму
Теория Риделя об ароматах базируется на выделении четырёх вкусовых рецепторов языка: человек чувствует сладость кончиком языка, горечь - задней частью, кислоту и соль - боковыми зонами. «Из бокала с отогнутым краем напиток поступает на кончик языка, из узкого - прямо на его заднюю часть» - поясняет сегодняшний глава компании Георг Ридель. - «Кроме того, отогнутый край способствует попаданию паров в рот, в то время как из более закрытого бокала вы делаете как бы закрытый глоток, и напиток контактирует с боковыми зонами языка. «Задача состоит в том, чтобы доставить жидкость туда, где явные свойства напитка были бы слегка сглажены, а «взаимодействие фруктовых и кислых вкусов» пришло бы в равновесие».
Георг Ридель, представитель 10-го поколения, еще глубже развил теории отца, создав бокалы, соответствующие различным сортам винограда. К тому же он механизировал производство тонких винных бокалов, что воплощено в серии Vinum, и, таким образом, сделал бокалы Riedel гораздо более доступными любителям вина во всем мире. Целью своей жизни Георг сделал разработку специальных бокалов, способных подчеркнуть индивидуальность каждого вина.
Разные стили и разные цены
Так как мир вина продолжает развиваться, у Риделя всегда будет возможность создавать все новые и новые бокалы. Вот что рассказал Георг Ридель обо всей широкой гамме бокалов, которые выпускают его заводы: «Если провести параллель с вином, то линия Sommeliers - это лучшие вина Grands Crus Бордо, Бургундии и лучшие вина Нового света. Эти бокалы уникальны и неповторимы. Далее идут бокалы Vinum Extreme, которые тоже великолепны, но дешевле в два раза. За ними - Vinum - самые популярные и продаваемые бокалы Riedel и... наиболее копируемые. Именно серия Vinum позволила донести идею наших бокалов до всех и каждого. Riedel Restaurant повторяет формы Vinum, но стоит еще в два раза дешевле. Эта серия создана специально для профессионального рынка ресторанов».
«Две оставшиеся линии - Wine и Ouverture - также для ресторанов. Как и Riedel Restaurant, они не из классического хрусталя, то есть не содержат 24% оксида свинца. В то время как первые три линии (Sommeliers, Vinum и Vinum Exrtim) - это чистый хрусталь. Именно отсюда и такая разница в ценах. Хрустальные бокалы сложнее в производстве. Например, горячий хрусталь стынет в разы медленнее, чем стекло. Что касается форм бокалов, то они иногда повторяются в разных линиях. Так, бокалы для Шардоне и Каберне повторяются в линиях Vinum, Wine и Riedel Restaurant. Цены же отличаются, чтобы разные категории потребителей выбирали наиболее для себя подходящее, не жертвуя формой - основой идеи Riedel» - поясняет глава компании.
История семьи Ридель продолжается в 11-ом поколении, которое представляет Максимилиан, возглавляющий отделение Riedel USA. Он уже немало сделал, чтобы оставить свой след в мире бокалов: разработал Riedel «O» - винные бокалы без ножки, которые тоже соответствуют характеристикам различных вин. Этот неожиданный взгляд на бокалы уже приобрел необычайный успех, показывающий, что на рынке всегда есть место для новых идей и инноваций.
Сейчас в портфеле компании Riedel содержатся три бренда - Riedel, Spiegelau и Nachtmann. Совсем не обязательно быть винным критиком, виноделом или экспертом, чтобы почувствовать ту разницу, которую можно ощутить, попробовав вино в обычном бокале и в винном бокале от Riedel.
29962