Качеством продукции избалованного потребителя не удивишь, - решили некоторые смелые западные виноделы. Другое дело - эпатаж и провокация. Покупателей привлекают этикетками с сексуальными изображениями, эксцентричными названиями и изобразительным искусством. Качество при этом, как правило, не страдает.
«Passion Has Red Lips» («У страсти красные губы») - австралийское вино с изображением привлекательной девушки в трейлере лишь один пример новой волны вин с провокационными названиями, которые несколько оживляют солидное искусство создания винных этикеток, - пишет Bloomberg.
В последнее время на Западе можно встретить десятки вин с поразительными этикетками различных форм и размеров ярких цветов с причудливыми буквами и ностальгическими, вызывающими, дерзкими или даже скандальными изображениями, которые не имеют никакого отношения к винограду, виноградникам или винодельням. Причудливые названия некоторых вин напоминают названия рок-групп и создаются, чтобы привлечь внимание потребителей. Выделяясь на фоне сотен других вин на полках магазинов, они взывают к уникальному чувству стиля каждого покупателя, такого, например, который судит о содержании книги по ее обложке. Интересны необычные названия и тем, что такая странноватая бутылка вина появится на столе, вокруг нее, непременно, завяжется разговор.
Все началось с недорогих вин с «животными» этикетками. Вообще, это довольно давняя тенденция, но в последнее время эти животные «одичали». Сейчас на бутылках можно встретить изображение различных существ: от трубкозубов до зебр. А название вина при этом может быть забавным и игривым: «Собачья конура» (Dog House), «Жирный кот» (Fat Cat), «Четыре эму» (Four Emus), «Обезьянья бухта» (Monkey Bay) или «Гагара - курильщик» (Smoking Loon). Продавцов привлекает то, что потребители с легкостью запоминают «животные» названия, а вина этих марок считают качественными и доступными. Большинство таких вин с несложным фруктовым букетом легко пьются.
В прошлом году исследовательская компания ACNielsen сообщила, что бренды с изображением живых существ на этикетке составили 20% от 438 этикеток, успешно выпущенных на рынок за период с 2003 по 2005 год, и их продажи вдвое превзошли вина с «неживотными» этикетками.
Исследование Project Genome, проведенное гигантом отрасли - компанией Constellation Brands Inc. в 2004-05 годах, выявило шесть типов потребителей вина: энтузиасты, продвинутые покупатели, традиционалисты, любители растянуть удовольствие, искатели имиджа и переполненные чувствами. Два последних типа чаще всего клюют на забавные «животные» бренды вроде «Три слепых лося».
Сейчас «животным» брендам бросила вызов более обширная «приключенческая» категория: эти этикетки стараются подобрать вино к стилю жизни. На многих из них изображены автомобили, например, недорогой «Красный грузовик» хорошего качества, «Красная машина» на полной скорости и новый лидер рынка Twin Fin - автомобиль с откидным верхом, с заднего сиденья которого выступает доска для серфинга. Но даже суперавто на винных бутылках выглядят банально по сравнению со смелыми этикетками австралийского вина, импортируемого Ронни Сандерсом из Vine Street Imports (Филадельфия). Он просто убежден, что этикетка играет главную роль при продаже вина. «У винодельни Shinas Estate ужасная этикетка, но они делают великолепные вина, - говорит Ронни Сандерс. - Их шираз называется «Неглубокая бухта» (Shallow Creek), а на этикетке изображено место, куда владелец винодельни ездит рыбачить. За два года я продал всего 600 кейсов этого вина».
Владельцу винодельни Shinas, бывшему судье уголовного суда, Сандерс предложил рассказать на этикетках «историю их владельца». В итоге винодельня назвала свои следующие вина «Виновен» и «Невиновен». Этой осенью Сандерс предполагает продать 5 000 кейсов этих брендов. Это на 20% больше, чем в прошлом году и в 16 раз превышает количество, проданное до смены этикеток.
«Киллибинбин» (Killibinbin), заброшенный предыдущим импортёром, еще одно успешное преображение Vine Street. Новые скандальные этикетки похожи на афиши фильмов ужасов 50-х годов прошлого века: на этикетке шираз женщина пронзительно кричит от страха, на каберне - один мужчина душит другого. После смены имиджа вина стали лидерами продаж.
Пожалуй, наиболее эпатажные в линейке Сандерса этикетки с изображением трио, которое называет себя «Несколько молодых шлюх». Этикетки представляют собой копии обложек журналов, которые в 50-х годах прошлого века подростки прятали от своих родителей, а вина с такими картинками называются «Обнаженная на роликах» (Naked on Roller Skates) или «Сделаем это по-быстрому» (Quickie).
Эволюцию, даже революцию, совершил на винных этикетках образ Мэрилин Монро. Nova Wines впервые выпустила вино с роскошной блондинкой в 80-х годах двадцатого века, а современными представителями этой линейки являются мерло с изображением юной, свежей и соблазнительной Нормы Джин и роскошная «Бархатная Коллекция» (Velvet Collection): смесь каберне и мерло с пощипывающими губы танинами и этикеткой «сними и посмотри». Если посмотреть, то под верхним слоем скрывается знаменитая фотография обнаженной Монро.
Все вина серии «Мэрилин» стали мечтой коллекционеров. В начале августа вина урожая 1980-х годов продавались по цене от 200 до 3000 долларов за бутылку, а «Мэрилин Мерло» 1993 года, которое на момент выхода на рынок стоило 18 долларов, продавалось по цене 400 долларов за бутылку. Большие бутылки из «Бархатной Коллекции» 2002 года уходили по цене, в два раза превышающей их отпускную цену в 200 долларов.
За этикеткой, созданной знаменитым художником, обычно стоит дорогое, серьезное вино.
Первой приглашать разных художников, которые каждый год немного меняют этикетку вина, начала винодельня Шато Мутон-Ротшильд. Впоследствии эту практику переняли многие винодельни. Немецкий коллекционер произведений искусства Питер Фемферт, владелец имения Фаттория Ниттарди в Тоскане, начиная в 1981 года ежегодно приглашает художников, которые создают этикетки для лимитированного выпуска его вина Казануова ди Ниттарди Кьянти Классико. Например, эскиз этикетки для вина урожая 2004 года, вышедшего на рынок только в этом году, создан Йоко Оно. На этом эскизе под названием «Представьте себе» цветными чернилами изображены стаканы и бутылки.
Вина с вызывающими этикетками покупатели зачастую берут не только из-за их внешней яркости. Качество также держится на уровне. Вот, как характеризуют эксперты некоторые из нашумевших вин:
*
Мерло урожая 2001 года из Беделл Селаз. Серия Художника Эрика Фишля. Богатое, мягкое и изысканное красное вино Лонг-Айленда, на этикетке которого акварелью изображена обнаженная фигура.
*
Вэн Гри де Сигар урожая 2006 года от Бонни Дун Вайнярдз - освежающее розовое вино, на этикетке которого изображено НЛО на винограднике.
*
«Смена кадров фильма режиссера Френсиса Форда Коппола», шардоне урожая 2005 года. Вино с ярким вкусом и лимонно-сливочной текстурой. Этикетка «обернута» вокруг бутылки, напоминая моток кинопленки.
*
«Прыжок лягушки»: совиньон блан урожая 2006 года характеризуется как свежее и бодрящее. Сделано из экологически чистого винограда. На этикетке изображена лягушка в темных тонах.
*
«Красный трамвай ‘Shake Rattle Roll'» (название песни Элвиса Пресли): сира урожая 2005 года. Высококачественное красное вино, на передней этикетке которого изображен красный трамвай, а на задней - киноистория в черно-белых тонах.
*
«2480 Голливуд & Вайн»: каберне совиньон урожая 2003 года имеет дерзкий вкус спелых слив и ежевики. Вместо этикетки на сверхтяжелой бутылке - цифры, нанесенные по трафарету.
27041