Пока стоит хорошая теплая погода, имеет смысл вспомнить о розовых винах. Как ни старались производители переломить тенденцию, во всем мире "розэ" пьют, только пока жарко. Отсюда вытекает единственное правило их подачи - розовые вина надо сильно охлаждать. Нагреваясь выше 9 - 10 градусов, они теряют легкость и становятся невкусными.
Относительная холодность современной винолюбивой публики к розовым винам послужила положительным фактором в истории их развития. Они не стали предметом массового тиражирования и на какое-то время были ограждены от волны дешевой коммерции. Производить их продолжали лишь наиболее преданные своему ремеслу виноделы.
Во Франции для многих грандов винного мира розовые вина стали данью демократии. Стремясь к экспансии, но по антимонопольному законодательству не имея возможности покупать дополнительные угодья в своих родных регионах, они стали выпускать интересные вина на обширных виноградниках юга страны. И розовые в этом ряду стали, наверное, самыми "честными" винами. Цена их просто не могла быть завышенной.
Верность розовым винам сохранили даже некоторые бургундские виноделы, не избалованные лишними площадями виноградников или излишками урожая. Один из лучших примеров здесь - уже упоминавшееся нами отличное розовое Chateau de Marsannay.
Божоле можно считать южной окраиной Бургундии, и один из лучших домов этого региона Georges Duboeuf делает необычное розовое из сорта сира (правда, оно выходит как Vin de Pays d'Oc).
В Бордо классных розовых вин С "клэретов" - гораздо больше. Делают их как владельцы больших коммерческих марок (например, в интерпретации Ротшильдов, знаменитый Mouton Cadet) , так и некоторые "пти шато", маленькие замки, для которых розовое вино часто становится лакомой изюминкой (Chateau Hostens-Picant и Chateau Malrome).
Розовые анжуйские, как правило, не имеют той вкусовой насыщенности, что южные вина, и часто более кислотны. Но если подать их в жаркий полдень в достаточно охлажденном виде, то они станут спасительным источником свежести, а для многих рыбных блюд - еще и прекрасным гастрономическим сопровождением.
Выбирая между Rose d'Anjou и Cabernet d'Anjou, знатоки обычно отдают предпочтение последнему. Ради курьеза попробуйте вино замка Chateau de Tigne, принадлежащего актеру Жерару Депардье. Не самое изысканное в гамме этого хозяйства, оно все же достаточно типично для розовых вин Луары.
Любопытно, что Пьер Ришар, партнер Депардье по многим фильмам, также имеет винодельческий замок, Chateau Bel Eveque, - но в южной части Франции, в Корбьере. И тоже делает розовое вино. Лично мне оно кажется более симпатичным - хотя я понимаю, что это дело вкуса и кинематографических пристрастий.
Тавель, Бандоль, Лангедок и Руссильон выпускают столько розовых вин, что перечислять даже некоторые из них - дело неблагодарное. Тут придется доверять интуиции и вкусу импортеров. Драматических последствий здесь быть не должно, так как отбор наших коммивояжеров в последнее время довольно строг. Впрочем, отнеситесь с опаской к самой нижней категории - винам, на этикетках которых написано Vin de Table. В этой категории единственная гарантия - марка производителя, и если она указана не очень отчетливо, то лучше насторожиться. В более высоких эшелонах - Vin de Pays или АОС шансов на встречу с достойным вином гораздо больше.
В Испании розовое вино вообще весьма популярно, и его производит каждая крупная винная компания Риохи или Пенедеса. С легкой руки кого-то из англичан (кажется, Оза Кларка, автора популярной винной энциклопедии) розовые вина Наварры стали называть чуть ли не лучшими "розэ" в мире. В этом есть доля правды, но едва ли стоит недооценивать все остальные.
В Португалии розовое Mateus в свое время стало вообще самым успешным экспортным проектом и по объему продаж превзошло портвейн. Интересными и яркими розовые вина получаются в Италии С например, в Тоскане. В Новом Свете новая волна интереса к розовым винам поднялась, когда на суд ценителей были представлены яркие (и по цвету, и по вкусу) розовые вина Калифорнии, Чили и Аргентины. Из числа любимых - отличное чилийское розовое каберне от Мигеля Торреса Santa Digna.
Розовое вино делается несколькими традиционными методами. Один из них С более короткое, чем необходимо для красного вина, настаивание на мезге (отделенная от сока кожица винограда и проч. ). Другой заключается в том, что сок окрашивается при первом, мягком, прессовании того же винограда, который затем идет для изготовления красных вин. Наконец, третий, используемый только для розового шампанского, С простое смешение белого и красного виноматериалов.
Считается, что хорошее, "правильное" розовое вино не должно иметь откровенного сладковатого привкуса. Ягодный тон в нем сохраняется вместе со свежестью и приятной кислинкой. Впрочем, демократические и по своей природе, и по истории розовые вина весьма терпимы к разнице вкусов.
Игорь Сердюк
Для Ведомостей 16 мая 2003
Автор - главный редактор газеты "Винная карта"
26599