Третья неделя Великого поста - самое время узнать, почему церковным вином считается кагор и когда и в каких количествах его можно принимать.
Оказывается, православный кагор отличается от своего французского собрата, и в прошлом веке его делали даже из вишни.
О других превратностях судьбы этого напитка читайте далее.
Исторический контекст
До XVII века в России не производили вин, поэтому для проведения обрядов церковь покупала кагор в Греции, Италии и Франции.
Поскольку бочонки с вином должны были проделать большой путь, выбирались напитки, способные пережить длительную транспортировку. Именно этим обусловлен выбор крепленого вина - только оно могло доехать до Российской империи в пригодном для употребления состоянии.
В XVII веке ситуация изменилась: в Астрахани стали выращивать виноградную лозу, привезенную из Закавказья, и это положило начало русскому виноделию. К этому времени у христиан уже сложилось определенное представление о церковном вине, поэтому производить в первую очередь начали сладкие красные вина, пригодные для христианских обрядов.
Кагор использовался не только в церкви, но и на важных мероприятиях в миру: без него не обходились ни свадьбы, ни поминки, ни именины. Также это вино активно использовалось в медицине: считалось, что оно помогает больным восстанавливать силы и очищать кровь.
Популярность напитка породила массу подпольных производств. В Одессе, Ростове и Новгороде «кагор» делали из черники, чернослива и даже свеклы. Чтобы остановить волну винного пиратства православная церковь взяла полностью под свой контроль весь цикл производства кагора: от сбора винограда до розлива готового вина в бочонки.
После революции было принято специальное постановление, которое разрешало делать кагор не из винограда, а из других, более доступных, ягод. Поэтому в течение долгого времени напиток был «вишневым».
Кагор и Пост
Во время Великого поста кагор можно употреблять только в праздничные дни: субботу и воскресенье.
Это связано с тем, что в христианстве вино символизирует радость, а пост - аскезу, смысл которой заключается в размышлении над грехами и печалями. Другие посты менее категоричны в этом вопросе и допускают употребление вина в будние дни, если человек, например, страдает малокровием или просто замерз.
Однако ключевым требованием к верующему, принимающему алкоголь, является соблюдение меры. Важно следовать главному принципу: не напиваться и не терять рассудок. Относительно точного количества конкретных указаний нет: современные священнослужители говорят об одном бокале, а старые церковные тексты - об одной «красовуле».
Красовуля - это древняя мера объема, равная 125 мл. Правда, в то время, когда она была в ходу, вино было более густым, и для употребления его разбавляли водой, так что на выходе получалось около 300 мл напитка.
Сухое или крепленое?
Православный кагор значительно отличается от своего французского прародителя, потому что является крепленым, - в его состав входит много сахара и спирта.
Согласно принятой классификации, кагором называется сухое красное вино, приготовленное из виноградного сорта Мальбек.
Его выращивали вблизи французского города Каор (Cahors), который впоследствии и дал название напитку. От других вин кагор отличается тем, что в процессе приготовления его сначала нагревают до 65°C и только потом дают забродить.
Международная организация винограда и вина запретила всем виноделам, кроме французских, использовать в названии слово «Кагор», однако русским потребителям это не мешает до сих пор называть кагором любое красное крепленое вино, на этикете которого нарисованы древние старцы или монастыри.
Кагор и Пасха
Хлеб и вино являются неотъемлемыми элементами Евхаристии - самого главного христианского обряда и наиважнейшего эпизода Пасхи. Суть Святого Причастия заключается в том, что после сорокадневного поста верующие вкушают хлеб и вино, которые олицетворяют собой Тело и Кровь Иисуса Христа. Этот акт символизирует взаимную жертвенную любовь.
У церкви есть жесткие предписания относительно того, какие продукты могут использоваться в этом обряде. «Известие Учительное», впервые отпечатанное в 1699 году, сообщает, что для Святого Причастия может использоваться только некислое виноградное вино, однако красным оно должно быть или белым, не уточняет.
Русская православная традиция выбрала красное вино, поскольку его цвет больше похож на кровь, которую оно должно олицетворять.
При этом христиане Восточной Европы таких ограничений не вводили, поэтому до сих пор используют в церковных делах как красное, так и белое вино.
35179