Проблема распространения ГМО в продуктах питания может быть значительно уменьшена, если значительная часть потребителей проявит гражданскую активность. Производителями ГМО на сегодняшний день являются транснациональные корпорации (ТНК). А их бизнес во многом весьма зависим от позиции "среднего класса" развитых государств - наиболее экономически сильного потребителя продукции ТНК. Потребитель экономически развитых государств Европы и Северной Америки по своему как уровню дохода и осведомленности обладает уникальной возможностью - делать осознанный выбор в пользу продукции экологически или социально ответственной компании, а не, возможно, более дешевого продукта, но произведенного экологически (или социально) разрушительными ТНК. В развивающихся странах ситуация иная - потребитель этих стран по своему уровню доходов, как правило, лишен возможности действительно свободного выбора: он вынужден покупать продукт наиболее дешевый, вне зависимости от степени экологической или социальной ответственности компании-производителя. Сложившиеся в последние десятилетия новые, так называемые "экологически чувствительные рынки", где доминирует наиболее платежеспособный массовый потребитель - средний класс развитых стран, в первую очередь Европы, являются мощным фактором "экологизации" ориентированного на эти рынки бизнеса, что и было продемонстрировано потребительской кампанией против ГМ-продуктов питания в Евросоюзе. Европейская общественность особенно явно выразила свое настороженное отношение к ГМО в 1996 г. Все началось с первого груза трансгенной американской сои, пришедшего в Европу. Старый Свет усмотрел в этом не только угрозу для окружающей среды и здоровья населения, а также для производителей натуральных продуктов, но и наступление на права потребителя. "Корпорации, прочь от нашей тарелки!", "Мы не хотим продуктов Франкенштейна!", - такова была реакция людей на распространение ГМО. В итоге ЕС первым в мире ввел маркировку на трансгенные продукты питания, чтобы потребитель имел возможность выбрать между генноинженерным и натуральным товаром. Затем, в результате общественных протестов и потребительских бойкотов, количество продуктов, содержащих ГМО, в ЕС резко сократилось, массовой высадки ГМ-растений на полях Европы также не получилось. В 1998 году, к моменту введения пятилетнего моратория на новые сорта ГМО, продукцию из уже одобренных на тот момент к ввозу в ЕС сортов ГМ-культур люди покупали крайне неохотно, а ГМ-растения высаживались в небольшом объеме лишь в очень немногих странах. В 2003 г., после снятия моратория стало ясно, что негативное отношение к продуктам питания, содержащим ГМО, в странах ЕС настолько укрепилось, что продавать их там стало попросту невыгодно.
24164