Мудрец и вино – отличное название для книги. А если этот мудрец еще и поэт, то тема становится еще более деликатной. Культурная традиция Нового времени предлагает нам образ вечно пьяного поэта, бессвязно бормочущего свои стихи, который не только не считает свое состояние аморальным, но и, наоборот, всячески восхваляет его.
Но откуда пошла эта традиция? И являлась ли она закономерностью? Что же такого было в “седой старине” попытаемся разобраться на примере великих людей. Сегодня речь пойдет о Гомере.
Гений Гомера прославили две великие эпопеи, повествующие об окончании Троянской войны и последующих злоключениях итакийского царя Одиссея при его возвращении домой. Будучи самыми древними литературными памятниками европейской цивилизации, «Илиада» и «Одиссея» представляют собой поэтический синтез реальных исторических эпизодов и мифологических сюжетов.
Вино хорошо известно героям Гомера. Скитающийся Одиссей тоскует по своей родной Итаке, полностью покрытой виноградниками. Вино определяет мирное содружество, отличное от братства воинов на поле битвы: совместное возлияние вина, разбавленного в специально предназначенном для этой цели кубке (кратере), является сакральной традицией греческого пиршества — ритуалом, посвященным богам.
В гомеровском мире пища определяет биологическую и духовную сущность едока. Боги, которые наравне с людьми принимают непосредственное участие в повествовании, питаются нектаром и амброзией. Человек называется обычно «едоком хлеба». Что касается циклопа Полифема, то его полуживотное-получеловеческое происхождение подчеркивается чудовищным пиршеством: мясо убитых им в пещере спутников Одиссея он запивает молоком коз, которых разводит тут же, на Козьем острове.
Хитроумный Одиссей смог извлечь выгоду из двойственной сущности Полифема, опоив его «золотым» вином из бурдюка из козлиной кожи. Не зная ни состава, ни способа употребления этого снадобья, предназначенного лишь для настоящих мужчин, Полифем не сумел распорядиться вином, как того требовала человеческая традиция: он опустошил одним махом две полные чаши неразбавленного вина в одиночестве и тем самым сам себя загнал в ловушку. Он пренебрег правилом греческих мудрецов: «чтобы пить столь же приятное, как мед, красное вино, надо налить только один кубок, разбавленный двадцатью мерами воды... тогда запах поднимается столь же приятный, как божественный запах».
Приготовление вина требует сноровки, точно так же как его дегустация требует хорошего общества и умения пить. С Одиссеем, царем Итаки, тоскующим по своему островному царству виноградников, вино приобрело на заре греческой цивилизации функцию символа культурной личности. Более того, умение пить вино стало отличительным признаком общественного совершенства.
По материалам журнала ВИНОМАНИЯ
25845