В Христианстве пасхальные яйца символизируют кровь Христа и его Воскресение.
Вскоре после Вознесения Спасителя Мария Магдалена явилась в Рим на проповедь и, вручая императору Тиберию в качестве обязательного дара яйцо – за неимением ничего более весомого, воскликнула: «Христос Воскресе!»
Тот возразил, что это невозможно, точно так, как белое яйцо не может стать красным. Не успел сказать, как яйцо «покраснело».
Однако, не стоит забывать, что яйцо – исконный символ мира и происхождения жизни.
И в языческие времена в пасхальные торжества плодородия оно имело особый смысл. А на Красную Горку славяне катали крашеные яйца – образ мира или солнца, чтобы души предков очнулись от зимней спячки и помогали потомкам.
Яйцо издревле фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. В зороастризме бог Ахурамазда, творящий мир усилием мысли, боролся за яйцо со с демоном Ангро-Майнью – главой сил тьмы. В сказаниях о русских богах сотворение мира представлено через явление Всевышним Золотого Яйца, заключавшем Рода – Родителя всего сущего.
Из яйца появилось несколько персонажей греческой мифологии. Кастор и Полидевк – из рожденного царицей Спарты Ледой от Зевса в облике лебедя.
Кстати, сравним со Станцей VI «Тайной доктрины» Е. Блаватской о происхождении третьей расы: «Тогда вторая развила рожденных из яйца, третью. Пот усилился, капли его увеличились, и … стали твердыми и круглыми. Солнце согрело ее; Луна охладила и оформила ее; ветер питал ее до зрелости ее. Белый лебедь из поднебесья звездного осенил каплю большую. Яйцо расы будущей…»
Гера, говорят, в порыве мести Зевсу за рождение Афины обратилась к сверженному Кроносу, получила два оплодотворенных им яйца и укрыла в земле – так произошел чудовищный Тифон.
Любопытную аналогию с этим сюжетом заметил еще А.Н.Афанасьев: «Василиск, по народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз». А еще в русских сказках именно в
яйце сокрыта игла жизни Кощея Бессмертного.
Не менее интересно мнение А.Н.Афанасьева о том, что «созвездие Плеяд… известное у народов европейских под именем наседки с цыплятами … у наших крестьян называется Птичьим или Утиным гнездом … в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. О сковороде, поставленной на горячие уголья, народная загадка выражается: «сидит царь-птица (или курочка) на золотых яичках».
Как тут не вспомнить сказку про Курочку Рябу!
Не один взрослый, рассказывая ее детям, недоумевал по поводу случившегося со снесенным ею золотым яичком: «Дед бил – бил, не разбил; баба била – била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…»
Впрочем, эту драму можно прочитать иначе. Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо – золотой мир, рай. Дед и баба – предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Вам это ничего не напоминает? Например, Адама и Еву, не сумевших использовать дарованную Богом свободу воли? И встретившихся со Змеем, помните? Змей – представитель нижнего мира. Мышка у славян – тоже.
Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… как наши дед с бабой. А Курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое – не золотое, а простое».
Между прочим, в этом присловье передается основная идея христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И Курочка вовсе неслучайно – Ряба. Пестренькая несушка – вместилище добра и зла одновременно.
А теперь вспомним многовековые споры о том, что первично – яйцо или курица. Речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мирозданья.
Поэтому в заключение уместнее всего сослаться на компетентное мнение философа. По мнению профессора А.Е.Наговицына «…в философско-религиозном споре о “первичности курицы или яйца” под курицей понимался Бог, а под яйцом мир». В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета».
А Вы как думали?
25290