На сегодняшний день всех мам, которые жалуются на проблемы с питанием ребенка можно было бы разделить на две категории. Первую, менее многочисленную, составляют мамы, говорящие о неуемном аппетите малыша, вторую, очень внушительную по размеру категорию, составляют мамы, жалующиеся на плохой аппетит ребенка. Такие мамы говорят: “Кормление моего Сашеньки для меня - мука адская! Если его не кормить, так он неделями ничего есть не будет!”.
Почему у многих детей возникают проблемы с аппетитом? Чаще всего это объясняется тем, что многие родители стремятся принудительно “напихать” детей. Так забота во благо ребенка превращается в насилие, которое наносит непоправимый ущерб его психике. Многие взрослые в период стрессов, переживаний, волнений говорят о том, что им кусок в горло не лезет: “Здесь хочу” (указывают на живот), а “здесь не могу” (указывают на горло). Такая невротическая реакция на пищу закладывается в раннем детстве, как результат насильного кормления.
Как вы думаете, почему у здоровых щенков, котят и т.д. нет проблем с аппетитом? Потому что их никто не кормит насильно. Проблемы с аппетитом могут возникнуть только у больного животного, но и тогда его никто не заставляет есть.
Нет проблем с аппетитом и у тех детей, матери которых вообще не беспокоятся о том, что день-два - неделю ребенок плохо ел; они знают, что потом он свое возьмет.
От рождения до двух лет
Ребенок рождается с мощным инстинктом самосохранения, в частности, он умеет и любит сосать. Но кормление ребенка - это не просто введение в организм необходимых питательных веществ. С первых дней жизни на основе кормления выстраивается эмоциональная жизнь ребенка.
Когда он голоден, он беспокоится и плачет, привлекая внимание к своим нуждам. Когда он накормлен, -- то спокоен и доволен. Этот переход от дискомфорта к комфорту создает важную эмоциональную связь между мамой и теми приятными ощущениями, которые получает младенец.
В настоящее время большинство специалистов рекомендуют питание по гибкому режиму. Это не означает единого режима для всех детей с секундомером в руке, но в то же время предполагает определенный режим, удобный и приемлемый как для мамы, так и для малыша.
Когда малыш переходит от грудного вскармливания к “взрослой” пищи, старайтесь сохранить ту положительную эмоциональную связь, которая установилась между вами, ребенком и едой в первые месяцы. Для этого, в частности, проявляйте уважение к его вкусам. Если он отвергает новую еду, - не настаивайте. Вы можете повторить эту попытку через некоторое время.
Чаще всего проблемы с питанием возникают в возрасте от одного до двух лет. Ребенок упрямится, отказываясь от пищи, родители начинают беспокоиться и злиться - и пошло, поехало! Чем больше родители настаивают, тем решительнее он сопротивляется уговорам. И чем меньше ребенок ест, тем беспокойнее родители. Каждый обед превращается в драму. Напряженность, растущая в отношениях между родителями и ребенком, вызывает и другие проблемы с его поведением. Так, например, ребенок может выразить свой протест в крайней форме - рвоте (которую он вызывает искусственно).
Чтобы этого не случилось, не используйте запрещенных приемов. Если вы, исполнив перед этим танец с саблями, всунете в рот зазевавшемуся ребенку ложку ненавистной тыквенной каши, -- он поймет, что его обманули. В результате он станет подозрительным и будет все время ждать подвоха.
Существует блюдо, от которого вас тошнит? Ешьте до конца, улыбайтесь и благодарите, причем не в гостях, а в собственном доме. А сблюете - накажут. Вот так и вашему ребенку, которому вы даете то, чего он не любит.
Не пытайтесь также добиться успеха, посыпая все сахаром или поливая вареньем, вы можете достичь либо отвращения, либо пристрастия к сладкому. И то, и другое одинаково вредно. Помните также, что большинство малышей охотно едят, когда голодны и прекращают, когда насытились. Не уговаривайте ребенка съесть еще ложечку, если не хотите внести в этот естественный процесс конфликтное начало. Самый лучший способ сохранить хороший аппетит ребенка - позволить ему думать, что он сам хочет есть, а не демонстрировать ему, что это вы хотите его накормить, не обращая никакого внимания на его желания.
Вкусы ребенка меняются от месяца к месяцу и не удивляйтесь, что он категорически отвергает то, что нравилось ему еще на прошлой неделе. И если вы будете настаивать, чтобы он это съел только лишь потому, что вы это уже приготовили (руководствуясь принципом “нечего харчами перебирать”), то вы добьетесь лишь того, что временное отвращение ребенка к данному блюду перейдет в постоянное.
От двух до четырех
Примерно с полутора лет малыш стремится сам принимать решения и проявлять свою волю при каждом удобном случае. Еда не исключение. Именно в этом возрасте обычно берут начало затяжные конфликты вокруг тарелки.
Не верьте бабушкам, которые, тяжело вздыхая, говорят, что со временем ребенок поумнеет, а пока придется терпеть и предлагать ему ложечку каши “за папу, за маму”.
Поймите, осознав себя как личность, малыш стремится кушать в соответствии с собственными вкусами. Но ведь это же здорово! Человечек уже может понять, что он любит, чего не любит, и заявить об этом своему ближайшему окружению. Оцените, как это важно, и не навязывайте малышу своего выбора, как бы вы ни были убеждены в полезности того или иного блюда. Найдите любую приемлемую альтернативу. Не паникуйте по поводу того, что он совсем ничего не ест. Таким образом ребенок иногда пытается манипулировать со взрослыми. Это так называемая “проба пера” - проверка того, что можно и нельзя. Он отказывается от овсяной каши и просит гречневую, потом он отказывается от гречки и просит картошку, но и картошкой он пренебрегает и указывает на яйцо. И так до тех пор, пока у мамы хватит терпения. Ну, а если у мамы терпения не хватает, то все-таки она должна знать, что реакции типа: “Нечего мне голову морочить! А ну ешь давай, а то тарелку на голову одену!” -- совершенно недопустимы.
Как только ребенок убедится, что взрослые не очень-то переживают по этому поводу и могут даже оставить его голодным, то сразу прекратит подобные эксперименты. Характер характером, но кушать-то хочется!
Наши советы
* Исключите из своего лексикона такие выражения, которые и у многих взрослых могут отбить аппетит: “Ты уже такая дубина, что пора есть самому”, “Если что-то оставишь в тарелке - не пойдешь гулять!”, “Ешь давай хорошо, а то, как Кащей Бессмертный!”, “Я не для того варила, чтобы ты тут носом крутила!”...
* Никогда не ставьте перед малышом полную тарелку. Лучше несколько раз дать добавки.
* Делайте крошечные бутерброды на один-два укуса, а если при этом они будут украшены листиком салата, кружочком помидора, огурца, редиски, да еще и со шпажкой, за которую можно удобно взяться, чтобы отправить его в рот - соблазнится даже самый великий “отказник” от еды.
* Не старайтесь готовить, как в ресторане. Во-первых, как замечено, дети предпочитают простую пищу, а во-вторых, вы истратите меньше времени и сил, и вам не будет так обидно видеть плоды своего труда, размазанными по скатерти или вываленными на пол. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок теряет к ней интерес и начинает играть за столом, он будет внимательнее относится к своей еде и не начнет играть, пока не утолит голод. Здесь, однако, стоит оговориться, что если для годовалого ребенка игры в процессе кормления (когда он получает удовольствие опуская пальцы в овощи, размазывая кашу по рукам или капли молока по столу) нормальны, поскольку это для него один из способов познания окружающего мира, то для детей постарше это неприемлемо. Не допуская игр за столом, родители должны проявить твердость (вывести его из-за стола), однако, при этом не стоит сердиться.
* Делайте блюда необычными и красивыми. Если давно надоевшей тертой морковкой и яблоками заполнить небольшое круглое блюдечко, положить изюминки вместо глаз, нарисовать ложечкой брови, нос и рот, а по краям начертить стрелки-лучики, то пока малыш будет разглядывать это “солнышко”, оно вполне незаметно может перекочевать ему в рот. Чаще используйте для украшения зелень, кусочки овощей и фруктов, это не только красиво, но и полезно.
* Почаще устраивайте пикники и вылазки на природу, это прекрасно “разгуливает” аппетит. А если вы найдете обычный бутерброд в дупле дерева или яблоко “вырастет” на сосне, то долго упрашивать сына не придется.
* Многие дети едят даже самые нелюбимые блюда “за компанию” или в гостях.
* Старайтесь, чтобы кормление было не пыткой, а праздником. Не угрожайте ребенку и не ругайте его, если он что-то не хочет есть. Дайте ему проголодаться как следует - и проблем не будет.
Самое главное, запомните, еще ни один ребенок по своей воле не умер от голода, поэтому маловероятно, чтобы ваш стал первым.
От четырех до восьми
В этом возрасте гастрономические вкусы и пристрастия детей определяются многими причинами, далекими от кулинарии. Например, он может разлюбить картошку с отбивной, которая ему так нравилось, потому что ее готовили, когда он болел свинкой.
Родителям следует знать, что еда не должна быть ни наградой, ни наказанием. Иначе она станет мерой всех вещей: и радость победы без нее не радость, и вместо осознания вины наступит сожаление о мороженом, которого лишили за проступок. Ребенок все-таки не цирковая собачка, чтобы дрессировать его таким примитивным способом. Вследствие такой “дрессуры” ребенок научится именно с ее помощью решать свои проблемы, залезая в холодильник, когда дела идут плохо, находя в еде единственную радость и утешение в жизни. Я думаю, что среди вашего окружения обязательно найдется пару таких знакомых, которые вместо того, чтобы решать свои проблемы, бороться и побеждать, -- опустошают холодильник, отчего проблем становится еще больше.
От восьми до двенадцати
В этом возрасте дети всерьез начинают переживать по поводу своей внешности. Соответственно дети как с избыточным весом, так и худые, чувствуют себя не вполне уверенно. Помогите им в решении этих проблем. Обсуждайте с ними все, что их беспокоит, ищите решение вместе. Иначе вы можете однажды обнаружить, что дочь экономит на завтраках и на эти деньги покупает себе сжигатель жира, а сын глотает какую-то гормональную дрянь для наращивания мышечной массы.
Самое лучшее, чему вы можете научить детей в отношении к еде - это не быть ею озабоченными. Не в том смысле, чтобы есть не думая. А в том, чтобы как можно меньше зависеть от еды. Уметь ограничивать себя, уметь воздерживаться от еды, быть хозяином своего тела. Научившись этому, ребенок будет больше уважать себя.
Виталия Шебанова, психолог
26963