По прилету в парижский аэропорт имени Шарля де Голля лучше всего сразу сесть на электричку TGV и отправиться в Реймс. Всего через 40 минут вы окажетесь в самом сердце Шампани.
Сегодня город встречает гостей не только"крикливыми" фасадами великих шампанских Домов, но и масштабной стройкой. Через весь город планируется провести скоростной трамвай по примеру другой великой винной столицы - Бордо. Мэр Реймса - женщина, что неудивительно для города, которым когда-то управляла вдова Клико, и где женщины творили значительную часть славной истории
шампанских вин.
О роли одной из великих женщин нам в стенах своего фамильного особняка рассказывает глава шампанского дома Louis Roederer Фредерик Рузо. В династии Родерер была своя легендарная шампанская вдова - Камилла Орли-Родерер. В 1932 году после смерти супруга ей досталось хозяйство, пребывающее, мягко говоря, не в самом блестящем состоянии.
Как известно, некогда блистательная росийская аристократия после октябрьской революции перестала существовать как класс. Те, кому повезло, сумели бежать во Францию, где прозябали в нищете. Бывшие князья работали таксистами, официантами и дворниками (республика, приняв изгнанное российское дворянство, разрешила ему заниматься легально только этими профессиями). Но, самое главное, революция лишила Louis Roederer своей самой преданной и щедрой клиентуры.
Сорок три года Камилла Орли-Родерер железной рукой вела шампанский Дом к славе. Во многом именно она сформировала тот стиль Louis Roederer, за который новая российская аристократия полюбила не только ставший поп-идолом Cristal, но и весь диапазон от базового brut premier до rose и blanc de blancs. «Любили ли ее?» - улыбаясь, размышляет Фредерик Рузо, - «Скорее, она пользовалась беспредельным уважением, была строга и бескомпромиссна во всем, что касалось хозяйства и производства». И тут же рассказывает, что сам особняк, где мы находимся в свое время принадлежал вдове Клико, а теперь потомки вдовы Родерер устраивают тут дегустации своего знаменитого на весь мир шампанского.
Тем временем на столе появляется Cristal 2004 года. Когда выйдет эта статья, попробовать самый молодой в вертикальной линейке Cristal сможет любой поклонник великого шампанского. Арифметика проста - требуется 6 лет, чтобы 60% Пино Нуара и 40% Шардоне слились в сложный и утонченный букет.
Первая попытка найти в бокале ожидаемые оттенки сухофруктов, красных ягод и тонкой минеральности заканчивается неудачей. Фредерик морщится и просит заменить бутылку - пробка. Новый бокал, легкое вращение, «первый нос», небольшой глоток и ... удовлетворенная улыбка. Да, это новый Cristal, кивает месье Федерик.
На следующее утро мы отправляемся в Дом Louis Roederer. Здание на рю Савуа недалеко от бульвара Луи Родерер как верхушка айсберга скрывает под собой семикилометровые погреба. Мимо этого здания легко пройти не заметив, что рядом с тобой бьет источник одного из самых великих шампанских в истории. Спокойная архитектура, тихий двор (сбор урожая уже прошел), никаких бочек на фасаде или кричащих надписей, которые часто приводят в восторг туристов, наткнувшихся в Реймсе на знакомое имя. Стиль хозяйства неизменен - мы не рекламируем Louis Roederer, говорят все, кто здесь работает. Но такие вина и в самом деле не нуждаются в рекламе.
Три миллиона бутылок ежегодно выходящих из этих ворот, капля в море игристого Шампани. Но капля эта - алмазная.
24257