Объявленная в пятницу сделка по слиянию молочных бизнесов французского Danone и российского "Юнимилка" выглядит практически идеальной. Danone строит бизнес на дорогих десертах и йогуртах — "Юнимилк" до недавнего времени ставил на традиционные молочные продукты. Тем не менее это слияние стало большим сюрпризом.
Как рассказал глава Danone Франк Рибу в интервью "Ведомостям", по мировым меркам due diligence был совсем недолгим — меньше года. "Но за это время мы посетили 80% предприятий, наши люди уже начали работать вместе, и мы заметили, что между ними есть определенная связь, реакция какая-то внутренняя химия, которая помогает нам объединяться. Мы думаем, что она и будет залогом успеха объединенной компании".
Одна из причин для слияния в том, что Россия очень важна для нас. Мы можем быть глобальной компанией номер один, только если мы компания номер один на локальных рынках. А стать компанией номер один на локальных рынках можно разными путями. Один из них — слияние с сильными локальными партнерами. Цель Danone — нести здоровье через пищу как можно большему числу людей. В этом смысле "Юнимилк" прекрасно дополняет бизнес Danone: у нас более дорогие продукты, подтвержденные научными исследованиями, изысканные, тогда как в портфеле "Юнимилка" много традиционных продуктов, охват и доступность которых гораздо выше. Поэтому мы считаем, что, объединившись, мы сможем охватить гораздо большее число людей", - отметил Рибу.
По словам генерального директора "Юнимилк" Андрея Бесхмельницкого, "Для нас различные формы кооперации — нормальный процесс, мы открыты: как вы знаете, мы сотрудничаем и с Valio, и с Emmi, и, конечно, мы поддерживали отношения со многими компаниями. Для нас это наиболее правильное и естественное слияние. Обе компании ориентированы на быстрый рост и очень либеральны внутри — это нас объединяет. Когда мы несколько лет назад писали стратегию развития, постарались не сталкиваться лоб в лоб с Danone, а решили сфокусироваться на традиционных молочных продуктах. Теперь это дает нам возможность соединить наши бизнесы — они отлично друг друга дополняют.
2009 год был первым годом, когда у компании появился окончательно сформированный портфель национальных брендов, многое еще предстоит сделать: нарастить дистрибуцию, повысить эффективность работы в магазинах, давать больше рекламы. Но мы не продали компанию, а объединились. Объединение дает нам возможность реализовать все те планы, которые у нас были, еще лучше и быстрее. Мы получаем доступ к лучшей экспертизе, базе R&D, лучшему развитию человеческих ресурсов, в конце концов. Кроме того, бизнес становится все более конкурентным, и крупным компаниям в таком бизнесе проще. Ментально мы очень близки, нас никто не ограничивает, мы объединяем усилия, и это даже интереснее, чем было раньше. Мы люди открытые, нам интересно все новое, у нас есть дополнительные амбиции. Если бы мы хотели выходить из бизнеса, решение было бы другим.
Сейчас, наверное, никто уже не вспомнит, кто первый решил об этом заговорить. Естественно, нас подтолкнул к этому экономический кризис: когда случаются такие кризисы, необходимо оставить и забыть привычные дела, обычное течение жизни и искать неординарные возможности. Те возможности, которые открываются перед объединенной компанией, с одной стороны, очевидны, но с другой — потрясают воображение.
Мы включаем в сделку детское питание. Со стороны Danone в сделку входит только молочный бизнес — ни вода, ни "Нутриция" в объединенную компанию не войдут. Пока вопрос об объединении детского питания "Юнимилка" и "Нутриции" на повестке дня не стоит".
"По нашим внутренним данным, в стоимостном отношении объединенная компания уже будет являться игроком номер один на молочном рынке. Будем стремиться увеличить наше лидерство.
Мы не хотим ничего менять. У "Юнимилка", как и у Danone, уже есть давняя история отношений со всеми. Так что мы можем только что-то добавить. Поскольку Danone — глобальная компания, у нас есть опыт работы в других странах, лучшие практики на других рынках, мы можем привнести более широкий взгляд: в маркетинге, в отношениях с потребителями, во взаимодействии с сетями, внедрении инноваций, R&D. Но в то же время у "Юнимилка" есть огромный опыт, который тоже послужит во благо объединенной компании, и очень большой охват на территориях, где Danone не присутствует, — к востоку от Урала. К тому же у "Юнимилка" очень развиты продажи через магазины шаговой доступности, чего нет у Danone", - сказал Рибу.
26277