25.12.2011
Норвегия стоит перед кризисом, который угрожает испортить новогодние праздники. На этой неделе новости сообщают о том, что страна испытывает дефицит сливочного масла. Да, именно масла. Пока масс-медиа тратят свое эфирное время, говоря о дефиците, ключевые вопросы подозрительно замалчиваются, а именно причины данной ситуации. Только вскользь появляются упоминания о монопольной деятельности норвежского гиганта, производителя масла Tine, и приверженность населения этой северной страны к низкокалорийным белково-жировым диетам.
Интересно, почему только масло? Как насчет других молочных продуктов? И как может страна, окруженная другими сельскохозяйственными странами, исчерпать свои запасы такого стратегического продукта, как масло? Не может ли она закупить часть масла в Швеции или Дании?
Ситуация несколько противоречит правилу из учебников по экономике: свободные рынки всегда порождают монополии, поэтому нужно вмешательство правительства, чтобы не позволить коварным корпорациям, наподобие Tine, портить людям праздники. В Норвегии все оказалось настолько запутанным, что правительству стоит задуматься о смене правил регулирования рыночной деятельности.
Норвежская экономика смешанная, государство контролирует ключевые сферы хозяйства. Но вмешательство государства, наоборот, порождает монополии еще быстрее. Когда регулирование и налогообложение становиться слишком сложным, только большие компании могут процветать, маленькие компании просто не имеют достаточно средств на поддержание штата юристов и бухгалтеров. Благие намерения государства только искажают первоначальный смысл и ставят все с ног на голову.
Норвежская промышленность сливочного масла – прекрасный пример. Одна большая корпорация, Tine, контролирует большинство производимого масла в Норвегии. Она сотрудничает с местными фермерами, которые наслаждаются отсутствием конкуренции благодаря государственному регулированию. Игроки из Европы неоднократно призывали правительство Норвегии разбить Tine на несколько небольших компаний, это поможет и в случае, даже если страна не захочет открывать свой рынок. Но, к сожалению, Норвегия не может позволить свободную торговлю, потому что продолжает придерживаться планированной смешанной экономики.
Если нужен урок, как конкуренция, свободный рынок и публичный выбор могут привести к более богатому рынку, достаточно посмотреть на супермаркеты США. В молочном отделе присутствует сотни молочных брендов на выбор.
Сливочные масла всех сортов. Если одна компания испытывает затруднения с поставками, покупатель возьмет у другой конкурирующей компании. А в плановой экономике Норвегии, в стране, славящейся своими молочными фермерами, сливочное масло отсутствует.
Ярослав Плутенко по материалам Robertdbutler
24390