В России не принято вкладывать деньги в вино. Мы предпочитаем инвестировать в недвижимость, открывать счета с хорошими процентами или рисковать с паевыми инвестиционными фондами. Впрочем, винные инвестиции считаются нетрадиционными даже для продвинутых финансовых рынков Европы и Америки. На Западе о них обычно вспоминают во времена экономических кризисов. Наряду с золотом, бриллиантами, предметами искусства, лошадьми, вина предлагают как альтернативу теряющим в стоимости акциям и ценным бумагам.
С одной стороны, вино может быть чрезвычайно привлекательным объектом для инвестиций. Chateau Margaux 1982, которое 20 лет назад продавалось на британском рынке по цене 250 фунтов стерлингов за ящик, в мае этого года ушло с аукциона Christie’s за 4730 фунтов. Первый релиз американского Screaming Eagle в 1996 году стоил $900. Несколько месяцев назад нью-йоркский аукцион Acker Merrall & Condit продал 12 бутылок Screaming Eagle 1999 за $12443. Мало какой банковский вклад или инвестиционный фонд может предложить такой солидный возврат капитала.
С другой стороны, винные инвестиции подвержены всем рискам, свойственным любому вложению денег. Плюс нескольким специфическим.
Во-первых, нужно уметь правильно выбирать вино. Мировая виноиндустрия весьма фрагментарна и динамична. Она требует не только глубокого знания продукции ведущих мировых производителей, винтажей и т. д., но и умения понимать современные тренды и ориентироваться в новых предложениях. Что выбрать, если на рынок en primeur по одинаковой цене одновременно выходят бордоское Lynch Bages 2002 (авторитетное хозяйство пятого класса, объем производства 420 тыс. бутылок, качество вин превышает уровень данного класса, не самый удачный винтаж) и австралийское Two Hands Deer in Headlights 2002 (новомодная винодельня, топовое вино с ограниченным выпуском в 550 ящиков, блестящий винтаж, 95 баллов от Роберта Паркера)?
Во-вторых, доходы от винных инвестиций не являются гарантированными. Вина с устоявшейся инвестиционной репутацией, как правило, дают больше шансов на прирост капитала. Но не исключено, что их рыночная стоимость может остаться на первоначальном уровне или даже упасть. Вина Бордо 1997 года были выпущены по неоправданно высоким ценам. Впоследствии рынок откорректировал ситуацию. Цены больше не поднимались, но это привело к тому, что инвесторы в лучшем случае не получили прибыль, а в худшем – потеряли свои деньги. Похоже, что аналогичная ситуация сейчас складывается с «гаражными» винами правобережного Бордо. Несколько лет назад их продавали по ценам, превышавшим те, по которым предлагались самые престижные имена Медока. Но «гаражная» мода проходит, цены на такие вина снижаются, и это - проблема для людей, купивших их с инвестиционными целями.
В-третьих, винные инвестиции не дают возврата капитала в краткосрочный и среднесрочный период; это не дивиденты от акций или проценты от вкладов. Наоборот, они требуют определенных расходов. Вложение денег в вино, например, обязывает инвесторов позаботиться о правильном хранении напитков. Это одно из базовых условий для получения максимально возможного дохода. Для этого придется либо строить собственный погреб с определенными техническоми условиями, либо оплачивать аренду мест на специально оборудованных складах. Первый вариант обойдется в несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов. Что касается второго, то его придется искать за рубежом. В России нет складов, которые могли бы гарантировать оптимальные условия долгосрочного хранения вина, и операторы отечественного винного рынка не рискуют предлагать эту услугу своим клиентам.
Впрочем, это следствие общей ситуации. Рынка винных фьючерсов и вторичной винной торговли в России практически нет и, судя по нынешней ситуации, он начнет складываться нескоро. Дмитрий Пинский, глава компании DP-Trade, утверждает: «Винные фьючерсы предполагают развитость рынка, устоявшиеся модели потребления, низкую стоимость кредитов. Все это – пока не наш случай. Ввиду полной экзотичности «предпродаж» винтажных портвейнов или калифорнийских культовых вин, речь может идти только о бордоских фьючерсах – вещи более понятной нашему потребителю. По сию пору двумя основными мотивами вложений россиян в бордоские вина являлись, во-первых, крайне удачный винтаж и возможность вписаться по ценам куда-нибудь между первым и вторым траншами, во-вторых, «год рождения наследника». Понятно, что в этих условиях говорить о значительных продажах не приходится». Таким образом, желающие серьезно рассмотреть возможность винного инвестирования должны обратить свои взоры на Запад. Великобритания и США – вот два самых развитых в этом отношении рынка.
Перед тем как начать раскрывать тайны грамотного вложения денег в вино, хотелось бы отметить еще один момент. Многие считают, что «инвестирование» и «коллекционирование» - одно и то же. Это не так. Первое означает покупку вина с целью дальнейшей продажи для получения прибыли. В этом случае совершенно неважно, нравится ли оно инвестору. Гораздо актуальнее вопрос «Будет ли на него спрос, когда я захочу его продать?» При составлении частной винной коллекции в расчет принимаются прежде всего личные предпочтения владельца, а затем уже статусность винных марок.
Итак, если вы приняли решение вложить капитал в вино, то вам будет полезно прислушаться к профессиональному мнению Сэма Глива, директора английской виноторговой компании Bordeaux Index, одного из самых влиятельных игроков на рынке винных инвестиций:
«В первую очередь, покупайте только у авторитетных специалистов. Список этих компаний известен, но вам надо обязательно изучить рынок.
После этого следует решить, какую сумму вы готовы потратить. Минимальный объем инвестирования в некоторых компаниях составляет 10 тыс. фунтов стерлингов, но реально эта сумма должна быть порядка 100 тыс. фунтов. Разумеется, инвестиции должны были распределены в течение нескольких лет. Стоимость некоторых вин такова, что, если вы покупаете 5 ящиков Chateau Petrus 1990, то уже тратите на них 60 тыс. фунтов. Когда сумма инвестиций определена, то старайтесь придерживаться лимитов. На рынке так много предложений, что легко увлечься и потратить слишком много.
Что касается поведения на рынке, то лучше всего себя зарекомендовали «голубые фишки» Бордо. Это вина премьер крю (Lafite, Latour, Margaux, Mouton, Haut-Brion), а также Petrus и Le Pin. Плюс некоторые вина Сент-Эмильона, как Cheval Blanc, и так называемые супер-вторые – Leoville Las Cases, Pichon Lalande.
Вина должны быть только лучших винтажей. Не стоит вкладывать в винтаж, который произвел всего горстку рейтинговых вин.
Если вы покупаете вина en primeur – что вполне резонно, поскольку в 95–97% случаев это самые низкие цены, которые видит рынок, – то обращайте внимание на три фактора. Производство должно быть ограниченным, вино – признанным, а рейтинг – высоким. Нет смысла вкладывать деньги в молодое Chateau Lafite, получившее всего 94 балла у Паркера. Лучше приобрести вино, которое подходит к пику развития. Проблема с молодыми винами в том, что сейчас в них много инвестируют, но мало пьют. А цены не поднимаются, если вино не готово к употреблению. Сейчас наиболее привлекательны для инвестирования топовые вина Бордо 1996 года. Они созрели и их количество ограничено.
Говоря об инвестировании в другие регионы и страны, ситуация с ними неоднозначна. В целом, скорость оборота капитала с винами Бордо выше, чем, например, с испанскими и итальянскими. С хорошим бордо капитал можно вернуть – при определенных условиях – через 5–10 лет. Что касается итальянских, испанских и прочих вин, то оборот денег должен быть либо очень быстрым (вложил – увидел первую прибыль – продал) либо долгосрочным (с некоторыми великими итальянскими бароло приходится ждать 15–20 лет).
Любая серьезная инвестиция подразумевает вина Старого Света, за исключением, может быть, нескольких культовых калифорнийских и топовых австралийских вин. Но эти вина, особенно калифорнийские, так сложно достать, что скорее всего придется переплачивать. Лучше инвестировать в Старый Свет.
Конечно, существует риск, что вина окажутся не востребованными рынком. Вот классический пример. В 1998 году Правобережное Бордо переживало «гаражную» революцию. Вина получали оценки в 94 балла, но их ограниченное производство позволяло строить ценообразование на уровне 500–600 фунтов стерлингов. Однако «гаражные» вина вышли из моды, и потребители переключились на традиционное бордо из Медока. Сейчас инвесторы с трудом продают свои запасы без убытка.
Также следует помнить, что с каждым годом люди стремятся покупать все более совершенные вина. Если 7–8 лет назад вино неизвестного производителя из Cote-Rotie получало 93 балла от Паркера, то его цена могла доходить до 250–260 фунтов за ящик. Теперь представление о ценности вин относительно баллов поменялось, и такой ящик сейчас будет стоить не более 150 фунтов. В настоящий момент на рынке много вин Правобережного Бордо 1998 года, как Pavie-Macquin, Monbusquet. Их рейтинг – 94 балла, но ценность в глазах потребителей снизилась. Это не просто мода. Планка ожиданий поднимается все выше. Уже не так престижно выставлять на стол 94-балльные вина. Они должны иметь 96–97 баллов. Честно говоря, это печально, поскольку Паркер говорит, что он считает выдающимся любое вино, получившее по его шкале более 90 баллов.
Влияние Роберта Паркера на инвестиционный рынок громадно. Он широко известен. Нравится вам это ли нет, но его оценки могут значительно повысить рыночную стоимость вина. Вы, вряд ли, ошибетесь, если приобретете вино в 95+ баллов. Главное, чтобы цена была адекватной.
В заключение еще раз повторю следующее. Не тратьте больше, чем вы можете себе позволить. Не торопитесь – лучше распределить средства на 5 лет, чем на 5 месяцев. Принимайте во внимание природные факторы. В прошлом году на рынок были выпущены вина Бордо-2003 и Бургундии-2002 – в них стоило серьезно вложиться. В этом году вышли бургундские 2003 года, что неплохо для инвестиций, и бордоские 2004 года, не стоящие игры. Для хорошего дохода покупайте вина en primeur – но не ожидайте от них быстрого оборота средств».
Элеонора Скоулз,
специально для WineNews.ru
23564