В русской чайной истории есть несколько страниц, достойных более подробного описания, нежели достаточно сухой перечень дат и фактов.
Начнем с рассказа о том, как доставляли чай в Россию до появления Суэцкого канала и активизации морских перевозок из Азии в Европу.
Чай, естественно, доставляли посуху. Естественно, из северного Китая. Большей частью через Сибирь. В общем и в целом, все было очень просто. А в деталях — очень интересно. Большинство этих деталей мы почерпнули из статьи М. В. Кривокурцевой «Чай в Сибири».
Итак. Посуху чай везли на всем, что ходит — на верблюдах, лошадях, мулах, быках. Большей частью, конечно, на верблюдах. При этом весь чайный путь разбивался на два этапа: Китай — Сибирь и Сибирь — Европейская Россия.
(Часть чая попадала в Россию через ханства Средней Азии. Туда он шел по Великому Шелковому Пути, а оттуда — в Оренбург. Часть чая попадала в Семипалатинск, а оттуда — в Тобольск, но все-таки большая часть — через Сибирь, так что дальше речь только рб этом пути).
Сначала, естественно, чай везли из Китая в Сибирь (около 4 000 км). По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, часто — по рекам. По Монголии (которая, вроде как, находится между Россией и Китаем) — на вьючных животных. Китайско-монгольская часть чайного путешествия длилась около пяти месяцев и, естественно, не обходилась безо всяческих приключений — то разбойники нападут, то реки разольются.
Китайская часть пути была такой: Ханькоу (центр китайского чаеводства) — Пекин — Калган (это уже у Китайской стены) — и уже оттуда, через Монголию, к нам.
Конечным пунктом путешествия чая из Китая в Сибирь была Кяхта — торговая слобода, основанная в 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (на территории современной Бурятии). С другой стороны границы стояла монгольская слобода — Маймачен, которая выполняла функции торгового форпоста другой стороны. Естественно, что через Кяхту шел в Россию не только чая — это вообще была основная база русско-китайской торговли.
В Кяхту чай приходил в двух видах — в зависимости от сорта. Кирпичный прессованный чай, бывший достаточно популярным в Сибири, привозили в ящиках. Кирпичи прессованного чая соединялись в одну «доску» на манер известных всем долек шоколада. Количество и размер таких досок в ящике могло быть различным.
Рассыпной чай, который как раз с начала Кяхтинской торговли начали называть байховым, паковали в деревянные ящики, несколько раз оплетенные камышом. Такие ящики называли цибиками (слово, скорее всего, является производным от монгольского слова, обозначающего плетеную емкость). Цибики были квадратные и полуторные. В квадратные помещалось около 25 кг чая, в полуторные — 34-36 кг. Лучшие сорта чая часто упаковывались в металлические ящики (оловянные или свинцовые). Эта упаковка могла еще усугубляться кожей. Ну и цибиком, конечно. Один верблюд (если везли на верблюдах) вез 4 цибика. Чувствуете ритм слов... Один верблюд — четыре цибика ;)
26153