Около половины крупных отечественных производителей, согласно данным исследования агентства CVS Consulting, без сертификации и экологической экспертизы наносят на упаковку своих продуктов знаки «био» или «экологически чистый продукт» и автоматически повышают цены на 20-30%. При этом их нельзя наказать за самодеятельность, поскольку никаких ограничений на использование подобной маркировки нет, а технический регламент на сертификацию эко-продуктов в лучшем случае будет принят в конце 2005 года. Участники состоявшейся в Москве международной конференции «Перспективы развития российского рынка экологических продуктов в условиях экспансии современных технологий» пришли к выводу, что пока в России таких продуктов попросту нет и вряд ли удастся наладить их производство в ближайшие годы.
Как пояснил президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, «во всем мире экологически чистыми считаются продукты, произведенные в чистых районах без применения химических и минеральных удобрений и без вмешательства генетиков». В России же понятие «экологически чистый» до сих пор не закреплено законом, нет и утвержденных методик сертификации подобных продуктов. Между тем, по данным августовского исследования агентства CVS Consulting, 70% покупателей в столичных супермаркетах готовы платить за продукты больше, если на их упаковке имеется соответствующий значок. Российские производители этим активно пользуются: по данным того же опроса, 48% компаний признают, что маркируют свои товары значками «био», «натуральный продукт» или «экологически чистый продукт» без проведения соответствующей экспертизы. При этом они на 20-30% повышают цены на свою продукцию. «Таким образом, российские покупатели хотят платить за безопасность, а, попадая под воздействие рекламы, платят за воздух, - считает Дмитрий Янин. - К сожалению, сейчас у нас нет ГОСТа или технического регламента, который бы регулировал использование таких знаков на упаковке, поэтому производители могут делать это абсолютно безнаказанно».
Сами производители не согласны с такой постановкой вопроса. «Мы помечаем наши продукты как экологически чистые, потому что мы отслеживаем качество продуктов, - сообщила Надежда Болотова, генеральный директор компании «Ледово», занимающейся выращиванием шампиньонов и разведением креветок. - Наша продукция проверена в Институте питания РАМН». Это утверждение хорошо ложится в рамки выбранной маркетинговой стратегии. Однако на простой вопрос, как проверяется экологическое состояние акватории, в которой вылавливаются упомянутые креветки, Болотова ответить затруднилась: «Ну, море же такое соленое, оно не может быть грязным». Не смогла она ответить и на вопрос о происхождении упаковки своей продукции.
На сегодняшний день основными рынками органических продуктов питания являются Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. По данным ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяны Рыбаловой, в 2003 году общий объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания составил около 28 млрд. долларов (1-3% от общего объема продаж продуктов питания в мире). За рубежом экологически чистые продукты стоят в 1,5-3 раза дороже обычных. Требования к их производителям там чрезвычайно жестки. Земля, на которой планируется производить экологически чистую продукцию, должна в течение трех лет проходить процедуру очистки (лишь после этого ей может быть выдан экологический сертификат). При производстве запрещается использовать химические и минеральные удобрения, а также генетически модифицированные культуры. Приветствуется использование ручного труда. Чтобы продукт получил название органического и экологический знак, в его составе должно быть 95% органических веществ.
Заметим, что попытка ввоза эко-продуктов в Россию из-за рубежа уже предпринималась, но оказалась неудачной. В России цены на нее были в 6-8 раз выше, чем на «грязные» аналоги, и широкий круг потребителей просто оказался не в состоянии позволить себе такие траты.
Для того же, чтобы организовать производство таких продуктов в самой России, необходимо поменять всю систему земледелия. «В нашей стране подобные мероприятия пока не проводятся. Это значит, что в ближайшие несколько лет масштабное производство экологически чистых продуктов не начнется. Несколько небольших ферм, заявивших о готовности производить органические продукты, не могут серьезно восприниматься в масштабах страны», - полагает Татьяна Рыбалова.
«Это миф, что у нас не используются удобрения в частных огородах и на маленьких фермах. Отказаться от этого им непросто», - соглашается с Рыбаловой Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза.
Мешает и отсутствие в России системы сертификации самого процесса производства: пока нет никаких рычагов воздействия, производителям нет смысла что-либо менять - им гораздо проще просто «наклеить» на свои продукты завлекательную «марку» и поднять цены. Как сообщил Андрей Ходус, директор научного предприятия по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия», в настоящее время подготовлен и вынесен на публичное обсуждение технический регламент, который должен решить все вопросы, связанные с проверкой производства. Документ был составлен на основе Американской национальной органической программы, японских экологических стандартов JAS и директивы Евросоюза по экологическому сельскому хозяйству и маркировке продукции. «В Европе производство экологически чистых продуктов сертифицируется от поля до полки магазина, наша задача - сделать то же самое», - заявил Ходус. Обсуждение регламента закончится в июле 2005 года. Новые правила вступят в силу предположительно только в конце следующего года.
27076