Граждане или их объединения могут направлять запрос производителям о содержании ГМО в производимой ими продукции. Важно, что это дает не только возможность собрать и проанализировать информацию о ситуации с использованием ГМ-компонентов на местном рынке, но и подвигнуть производителя к изменению своей позиции, так как поступление подобных запросов подвигает производителей к изменению отношения к проблеме. Один из наиболее крупных таких опросов провел Гринпис России и опубликовал справочник для потребителя. В 2003-04 гг. Гринпис России было разослано около тысячи писем основным производителям продуктов питания в стране с вопросами о содержании ГМО в производимых ими продуктах и о политике компаний в этой области. Обязательно следует учитывать, что компании очень часто делают декларативные заявления или предоставляют документы, из которых не следует, что продукция, продаваемая в России, не содержит ГМО, поэтому такие данные не всегда можно безоговорочно использовать как руководство к действию при совершении покупки в магазине. От производителя необходимо требовать предоставления более полной и доказательной информации (которой, он, кстати, вполне может обладать, но при этом не представляет), поскольку она может быть интересна и важна потребителю. Компании еще не привыкли к тому, что потребитель становится все более требовательным, недоверчивым и знает свои права. Итак, если потребитель все-таки требует документов, подтверждающих заверения компаний, то нужно учитывать, что не всем документам можно доверять. В качестве примера можно привести историю с запросами Кампании МСоЭС "За биобезопасность" в 2004 году. После публикации ОАГБ результатов тестирования, согласно которым в продукции практически всех ведущих производители детского питания были обнаружены трансгены, Кампания обратилась к производителям с запросом о предоставлении разъяснительной информации. Уличенные в использовании ГМО компании публично отрицали возможность применения трансгенов в их продукции, однако в ответ на запрос они прислали документы, которым вряд ли можно было доверять. Во-первых, в качестве доказательств (во всех случаях, кроме компании "Семпер") предлагались результаты тестирования, проведенного через несколько дней после скандала (у нас сразу возникло подозрение, к тому же это невольно наводило на мысль, что до этого регулярных проверок не проводилось), во-вторых, из документов не следовало, что были проверены те же партии детского питания, в которых ОАГБ обнаружила ГМО.
24072