Пока маркировка на продуктах питания, содержащих ГМО, появляется крайне редко. Но даже в этих условиях можно попытаться избежать их употребления (и не только благодаря внимательному чтению этикеток) и подтолкнуть производителей к переходу на продукцию без ГМО. Публикуются результаты выборочного тестирования мясной продукции, продуктов детского питания и других наименований. Некоторые компании-производители детского питания, продукция которых значится в этих списках, позднее заявили о своем отказе от ГМО и предоставили данные проверки лабораторий. Однако уверенности в том, что эти данные касаются тех же партий, в которых были обнаружены ГМО, у общественности нет. К тому же большинство компаний ранее никогда не публиковали в России данные об отсутствии ГМО в их продукции, поэтому пока мы рассматриваем их действия не как целенаправленную политику и социальную ответственность, а как запоздалое желание не уронить свой имидж. Также в открытом доступе можно найти информацию о компаниях, подозреваемых в использовании ГМО. Их продукцию можно попросту бойкотировать, подобные методы не раз доказывали свою эффективность в других странах. В качестве примера можно привести кампанию против вырубки старовозрастных лесов Карелии. В середине 90-х годов крупнейшая лесозаготовительная финская компания ЭНСО договорилась с властями Карелии о вырубке старовозрастных лесов на границе России и Финляндии. Было решено действовать путем давления на компании на их родине. Карельская древесина шла на экспорт в европейские страны и использовалась для производства бумаги. В этих странах была организована кампания по отказу потребителей от покупки товаров, произведенных из российских старовозрастных лесов. Кампания была настолько успешной, что ЭНСО ощутила реальные убытки и была вынуждена пойти на переговоры с экологическими организациями, а затем объявить мораторий на рубки в спорной зоне. Ее успешность, во многом, обусловил массовый отказ потребителя от карельских товаров. В России у потребителей есть все шансы повлиять на распространение продукции с содержанием ГМО. По данным аналитических обзоров рынков продуктов питания количество россиян, внимательно относящихся к своей диете, неуклонно растет. Кампания "За биобезопасность" МСоЭС проводила в 2002 г. опросы покупателей в крупных магазинах Москвы. В среднем 80% опрошенных заявляли, что не будут покупать продукт, если он будет содержать ГМ-компоненты. Опрос ВЦИОМ, проведенный по заказу Гринпис России в 2005 г., показал, что более 68% опрошенных считают недопустимым использовать в пищу трансгены, каждый третий россиянин (31%) вообще ничего не знает о продуктах генной инженерии, и лишь всего 3% респондентов не видят в этом ничего опасного. Наибольшую обеспокоенность населения вызывает использование трансгенов в детском питании. Среди хорошо информированных в этом вопросе респондентов, 90% считают необходимым введение моратория на присутствие таких продуктов на российском рынке. Также был проведен телефонный опрос в 8 регионах России и среди экспертов в пищевой отрасли (200 человек). Большинство из них высказалось за запрет на выращивание ГМО в России до выяснения их воздействия за здоровье людей и окружающую среду (76%). Причем большинство сторонников запрета - среди врачей (86%). Согласно данным регулярных исследований компании КОМКОН, за последние 5 лет число жителей России, готовых платить больше за экологически чистые продукты, выросло на 19,5%, при этом в Москве доля таких потребителей увеличилась на 29% : в 2004 г. 57,4% москвичей были готовы платить больше за экологически чистые продукты. При этом, если среди москвичей, которым денег с трудом хватает на питание, эта доля составляет только 32%, то в наиболее высокодоходных группах она достигает 69%. В 2004 г. во время прямого эфира на радио "Свобода" слушателям задавался вопрос: "Стали бы Вы покупать продукты, если бы на них стояла маркировка о том, что они содержат ГМО?". В результате более 75% опрошенных ответили "нет", 14% сказали, что им это безразлично, и около 10% слушателей, принявших участие в опросе, затруднились с ответом. На Российском Гражданском Форуме - 2003 в Нижнем Новгороде в рамках темы "Здоровье нации: первоочередные задачи государства и общества" был проведён опрос среди участников форума и жителей г. Нижний Новгород, которых просили ответить на следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что на территории Российской Федерации должны выращиваться генетически изменённые организмы и производиться продукты питания из них?". Участники Форума (в том числе VIP-персоны, среди которых также производился опрос) в 98 % случаях ответили: "нет, не должны". Среди обычных жителей Нижнего Новгорода этот процент составил практически 100% (99,8). Однако, без помощи общественных организаций, потребителям будет крайне сложно добиться реализации своего права выбора той продукции, которую он предпочитает. Именно общественные организации распространяют интересующую потребителя информацию, именно они концентрированно оказывают влияние на принятие решений. В процессе давления на лиц,принимающих решения, и кампании по обеспечению маркировки общественные организации могут снабдить потребителя не только списком продукции, проверенной на содержание ГМО, но и проинформировать о продуктах, подозреваемых в наличие в них трансгенов. Общественные организации часто публикуют листовки, содержащие списки компаний, которые не подтвердили фактическими материалами отсутствие в своей продукции ГМО, иногда они проставляют "принудительную" маркировку стикерами в магазинах, как это делает "Экозащита!-Воронеж", Рязанское областное отделение МСоЭС и другие. Активисты общественных организаций используют и такую форму работы: они проводят рейды по магазинам в поисках промаркированной продукции и широко распространяют информацию по итогам. Например, Уральский экологический союз проводил такие рейды по крупнейшим магазинам Екатеринбурга.
24339