Европейцы демонстрируют особые вкусы и предпочтения в молочной продукции
Жанна Локоткова
В то время как российские участники молочного рынка грозят поднять цены на молоко и молочную продукцию, иностранные производители собираются наращивать объемы экспорта в Россию. Но разница не только в ценообразовании. Европейский молочный рынок традиционно отличался от российского как по объемам потребления, так и по вкусовым предпочтениям.
По уровню потребления масла Россия находится где-то между Великобританией и США: по данным AC Nielsen, среднестатистический россиянин в год потребляет порядка 3,1 кг, в то время как на англичанина приходится 3,6 кг, а на американца - 2,1 кг. Пирамиду потребления масла венчает Германия с ее 6,5 кг на душу населения, а в самом низу находится Япония с 0,7 кг.
По уровню молока лидером потребления в течение долгих лет остается Финляндия - там на среднестатистическую душу приходится порядка 175 л в год. Следующими в списке идут британцы со 110 л потребления. В Греции пьют 70 л, в Польше - 61 л. Россия с ее 23 усредненными литрами на этом фоне выглядит достаточно вяло. Спрос и объем производства на европейских рынках формирует не только текущая экономическая ситуация, но и нематериальные факторы, один из которых - общее стремление к здоровому образу жизни, которое увеличивает спрос на обогащенные продукты. Например, в Испании благодаря пропаганде здорового образа жизни со стороны производителей молочных продуктов, правительства и региональных отделов здравоохранения на долю обогащенного молока приходится 20% всего потребляемого молока в стране. Сюда включается молоко с добавлением кальция, молоко, содержащее жирные кислоты Омега-3, молоко, разработанное для детей, и безлактозное молоко. В Дании, к примеру, к этому списку добавляется и смесь молока и какао, которую принято пить по утрам и на ночь, летом - охлажденную, зимой - подогретую.
Маркетинг - вещь серьезная, и производители молочной продукции учитывают местную специфику и национальные традиции. Интересно, что в Европе и Британии потребители сливочного масла предпочитают соленую разновидность этого продукта, поэтому основные поставки соленого масла идут именно туда. А вот россияне, к примеру, привыкли к сладко-сливочному вкусу, поэтому в Россию едут упаковки с несоленым маслом. Для рынков Ближнего Востока, к примеру, производится масло, весьма популярное в восточной кухне и напоминающее топленое масло.
Как рассказал генеральный директор ООО "Арла Фудс Артис" Михаил Ляско, в отличие от европейцев, у россиян весьма популярны молоко длительных сроков хранения, а также плавленые сыры. А вот скандинавы стерилизованное молоко длительного хранения не любят - на их полках можно найти только свежее пастеризованное молоко с коротким сроком годности в три дня.
Еще один тренд, формирующий объемы продаж и стратегию молочных производителей, - популярность так называемых органических и экологических продуктов. Стоимость "органического" и "обычного" продукта может различаться в два-три раза. Разумеется, есть и особые требования к производству. Так, чтобы получить право называться органическим, датское молоко должно быть произведено от коров, которые не меньше 25 раз за лето погуляли на пастбище. По мнению участников рынка, на полках российских супермаркетов молоко с надписью "органическое" появится еще не скоро. "Нам бы надо разобраться, чем оно отличается от натурального молока, - говорит Михаил Ляско. - Подчас четкую грань провести нельзя, и весь ответ заключается только в желании себя прорекламировать и не отстать от моды".
Еще одна важная особенность европейского рынка - достаточно высокие стандарты на сырье. Так, жирность "летнего" молока не может быть ниже, чем 4,06%, "зимнее" молоко уже жирнее, чем 4,06%, - 4, 08%. Высоки требования и к бактериальной обсемененности и содержанию белков, что в конечном итоге и формирует качество продукта.
Для европейцев и россиян есть различия и в подходе к определению сливочного масла и спредов. Так, в России маслом сливочным коровьим можно назвать лишь тот продукт, который изготовлен из сливок жирностью не ниже 64%. Соотношение натурального жира, коровьего молока и влаги в зависимости от сорта сливочного масла может быть различным. Содержание жира в отечественных сортах не должно быть меньше 71,5%. То есть согласно ГОСТ 37-91 масло животное, или коровье, делится на сливочное (жирность не ниже 82,5%), любительское (78%), крестьянское (72,5%) и бутербродное (68%). В Дании же, к примеру, сливочным маслом не может называться продукт с жирностью меньше 80%, то есть масло "Крестьянское" в Дании с чистой совестью отнесли бы к разряду маргаринов или спредов. Спред более точно можно определить как "молочно-растительный масложировой продукт". Интересно, что в классической рецептуре его производства используются иногда жиры морских млекопитающих и рыб, что приводит к довольно высокому содержанию холестерина.
Любопытно, что потребители Центральной России отдают предпочтение сливочному маслу, а остальные - спредам. Причем российский потребитель предпочитает классический вкус сливочного масла жирностью 82,5%, что связано с изменением покупательского спроса и ростом покупательной способности. И это неплохой показатель. Вообще, по данным диетологов, житель России должен потреблять не менее 5 кг сливочного масла и 4 кг маргарина ежегодно. Часть из них поставляется зарубежными поставщиками, которыми на протяжении последних лет являются Новая Зеландия, Финляндия, США и Дания. По мнению специалистов, эта структура рынка сохранится и в ближайшее время.
23749