Что такое прикорм - знают все: это когда ребенку уже недостаточно материнского молока и пора вводить в рацион "взрослую пищу". Но не всем известно, что прикорм может быть и "педагогическим". О методе педагогического прикорма педиатры заговорили лет пять назад. Суть его в том, что грудного ребенка обучают навыкам пищевого поведения.
Для этого малышу дают крошечные кусочки "взрослой" пищи - той, которую едят родители. Главное, чтобы эти кусочки были размером не больше спичечной головки, и ребенок мог глотать их не пережевывая. И не больше трех "порций" одного блюда! Задача такого прикорма - не накормить, а просветить, познакомить с текстурой и вкусом новых продуктов, научить вести себя за столом, пользоваться приборами.
Основным питанием, конечно же, остается материнское молоко. Напитки (воду, разбавленный сок) дают в чашке, буквально на донышке - только попробовать.
Чтобы ребенок привыкал к твердой пище, можно дать ему в руку кусочек яблока, моркови или сушку – пусть мусолит, много все равно не съест. А если во рту окажется слишком большой кусок, то мама легко его "выудит", чтобы малыш не подавился.
Когда лучше начинать "пищевой ликбез"?
Одни специалисты считают, что приступать к педприкорму можно в тот момент, когда у ребенка появился так называемый "пищевой интерес" - то есть, когда он пытается стащить что-то с вашей тарелки. Для других сигнал к введению педприкорма - это первый зуб. Раз появилось, чем жевать, то, значит, пора. Однако у многих детей и первый зуб, и пищевой интерес появляются в 4-5 месяцев, а ферментные системы начинают созревать к полугоду. До этого ему просто нечем переваривать иную, кроме материнского молока или адаптированной смеси, пищу. Поэтому лучше всего начинать формирование пищевого поведения с 6 месяцев.
В течение первых 3-4 недель ребенка знакомят с большинством продуктов, которые едят в семье. Пусть ребенок ест вместе с мамой и папой. Если родители едят с аппетитом, то и ребенок, подражая им, тоже будет есть с удовольствием. Когда он потеряет интерес к еде и начнет отвлекаться, отодвиньте его от стола, а сами продолжайте трапезу.
В год ребенку необходимо выделить место за столом - посадить в стульчик и придвинуть вплотную к столу; поставить перед ним тарелку и дать прибор. Несмотря на то, что малыш еще не умеет есть сам, он должен пытаться пользоваться ложкой и вилкой. А пить из чашки в этом возрасте ребенок уже умеет. Важно, что во время еды ничто не должно отвлекать малыша: игрушки, книжки, телевизор — все это нужно отложить до тех пор, пока не закончится трапеза.
Правила введения педприкорма:
Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
Отдельно для малыша ничего не готовится, еду не перетирают в пюре.
Взрослые едят, не акцентируя внимание на ребенке.
Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.
Ребенок не должен видеть, как еду выбрасывают.
Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать ее, кидать, плеваться.
Если грудничок не проявляет интереса ко взрослой еде, наберитесь терпения и не заставляйте его.
25362