Один из первых магазинов создатель одной из самых знаменитых марок чая открыл всего лишь, имея в кармане 180 фунтов стерлингов. За время жизни его состояние выросло до нескольких миллионов, а имя стало почти синонимом фразы «чай в пакетиках». Какие были причины столь оглушительного успеха?
10 мая 1850 года в Шотландии (в городе Глазко) рождается Томас Джонстоун Липтон. С 8ми лет Томас помогает родителям в их миниатюрной бакалейной лавке, постигая при этом первые уроки бизнеса. В 10 лет Томас уже работает помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.
Поворотным моментом в судьбе Липтона, оказалась новая работа, - он устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазко и Белфастом. Юноша мечтал о дальних странствиях. И в 1865 году, имея в кармане восемь долларов, 14-летний безбилетник отплывает на пароходе к берегам Америки.
В США молодой Липтон сначала не мог найти подходящего занятия. И он отправляется на табачные плантации (Вирджиния), а позже на рисовые плантации (Южная Каролина). В поисках работы он достаточно много ездит по всей стране, и берется за любую возможную работу – в основном это была черная и малооплачиваемая работа. Лишь спустя четыре года Липтону везет – он становится клерком в одном из преуспевающих бакалейных магазинов города Нью-Йорка. Именно эта работа помогает сформулировать Липтону основные принципы своего бизнеса, а именно: грамотная система продаж и нестандартные рекламные приемы, которые обеспечили успех его бакалейным магазинам и его знаменитому чаю. Внимание Липтона привлекает девиз американских предпринимателей: «In God we trust, all others pay cash» («В Бога мы верим, а за все остальное платим наличными»).
Томас Липтон в кругу друзей.
Весна 1869 год, 21-летний Томас Липтон приезжает домой. Спустя через два года он открывает свою первую бакалейную лавку в городе Глазко – его капитал всего 180 фунтов. В первое время ему приходиться совмещать обязанности кассира, закупщика, посыльного, продавца и управляющего лавкой. Липтон поступает продуманно и решает закупать продукцию непосредственно у производителей, тем самым, минуя многочисленных посредников. Главным звеном в любом бизнесе является клиент – это известная истина. Про эту истину знал и Липтон, который постоянно думал о том, как привлечь покупателей в свою лавку, чтобы один раз посетив его магазин, они становились его постоянными клиентами.
Бизнес Липтона растет, и уже в 25 лет он является владельцем двадцати магазинов на западе Шотландии. Он ориентируется на массового потребителя, тем самым, привлекая фермеров и оптовиков, готовых отпускать ему самые дешевые товары. Все это время Липтон мечтает провести широкую рекламную компанию его магазинов – увы, средств на это у фирмы не было. Проблемы помогают искать новые пути развития, и Липтон полагаясь целиком на свою фантазию и изобретательность разрисовывает витрины своих магазинов забавными картинками, а также экспериментирует с товарами, раскладывая их в виде интересных и затейливых композиций. Для создания интересных и необычных украшений магазинов Липтон решает нанять карикатуриста – им был Уилли Локхарт. Он придумает постеры, которые меняются каждую неделю, тем самым, привлекая любопытных прохожих в магазины Липтона. Такой подход к бизнесу оправдывал усилия – и в итоге днем и ночью у магазинов Липтона толпились люди. Постепенно рекламные акции магазинов начинают затрагивать все большую общественность. Например, специально к Рождеству 1881 года Липтон заказывает в Америке самый большой в мире круг сыра, тем самым вызвав интерес у жителей Глазко, которые выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек – весь сыр был распродан за два часа.
Липтон, изображенный на сертификате.
Как не странно, Томас Липтон всегда был оригинален – это показывали его рекламные акции. Он не создает поводы для рекламирования своих магазинов – он старается увидеть их в любой возможности. Как-то раз, сопровождая груз чая по красному морю, перегруженный корабль вдруг начал тонуть – чтобы спасти судно, матросы выбрасывали тюки с товарами за борт. Липтон их остановил, и схватил банку красной краски – он начал быстро что-то писать на тюках. После того, как волны прибили к берегу тюки с красными надписями выяснилось, что была за надпись на них: «Пейте чай Липтон!».
В 1901 году Липтон строит яхту для участия в гонках на Кубок Америки. На протяжении многих годов яхта так ни разу не победила – за это Липтону был вручен титул «самого почетного аутсайдера». Но даже от проигрышей яхты в гонках был успех – прежде всего коммерческий. Участие в гонках дало толчок для продвижения торговой марки Lipton в Америке.
В 35 лет Липтон приобретает на территории Чикаго продовольственные склады и фабрику по упаковке продуктов. В то время его разветвленная сеть магазинов охватывает не только Великобританию, но и некоторые страны Европы. Спустя некоторое время к ним прибавится ещё и несколько магазинов в разных уголках Америки.
Один из дизайнов упаковки чая Lipton.
К 1890 году доходы бизнесмена из Шотландии достигли миллионы фунтов. Наконец-то можно было отдохнуть, воплотив в явь свою детскую мечту – дальние морские путешествия. Но, Липтон решает отказаться от морских путешествий и приступает к освоению чайного бизнеса. Почему же именно это время было выбрано Липтоном для занятия чайным направлением? – ответ прост: на тот момент единственный напиток, способный составить конкуренцию чаю, был в большом дефиците. Причиной тому была – болезнь, поразившая кофейные деревья на плантациях в Цейлоне. Большая часть плантаций была продана за бесценок, часть вырублена и позже заменена чайными кустами. Находчивый Липтон воспользовался ситуацией на острове и приобрел дешевые сельскохозяйственные угодья. Чтобы скрыть свои планы от конкурентов, он заявляет, что уезжает в Австралию открывать новые магазины, а сам тайком приезжает на Цейлон, где приобретает 5500 акров чайных плантаций.
Чайный рынок Томас завоевывает по всем правилам маркетинга и логистики: Он налаживает бесперебойные постоянные поставки товара в Англию, попутно он много внимания уделяет складским и упаковочным службам. Постепенно его плантации превращаются в полигон для испытаний новых технических новшеств. К примеру, Липтон придумывает канатные линии, по которым транспортируются корзины с чайным листом – тем самым он облегчает доставку сырья к месту переработки.
Самым большим новшеством Липтона в развитии бакалейной торговли стал новый способ продажи чая – он начинает продажу чая в небольших коробочках, в то время как все продавцы продают чай по весу. Данное решение Липтона позволило продавать товар по доступным ценам, за счет мелкой розницы. Благодаря идеям Липтона увеличивается популярность чаепитий, как в Европе, так и в США. Томас ориентировался на средний класс, с которым он умел общаться. Через некоторое время у Липтона появляется собственный флот: сначала были парусники, которые развивали огромную скорость по тем временам (клиперы), а позже более вместительные и менее зависимые от погоды – пароходы с усовершенствованными машинами. Благодаря гонкам на клиперах, нагруженными доверху чаем, развивался научно-технический прогресс. Стремясь быстрее всех доставить чай в Европу и США, Липтон и его помощники тратили немалые деньги, платя инженерам и конструкторам за их разработки. Со своей же стороны те создавали идеальные аэро- и гидравлические корпуса с точки зрений пропорции судна, придумывая новые материалы корпуса.
Один из первых слоганов Липтона гласил - «Прямо с плантации — в чашку. Этот слоган был на плакатах, которые были расклеены во всех британских поездах и автобусах, и как нестранно подтверждался тем, что разгрузка чая в британских портах превращалась в интересное шоу. Товар сопровождался сингалезким оркестром, колоритными участниками, которые играли на экзотических инструментах и плясали.
Чай должен быть доступным по цене и при этом хорошего качества – эта цель, которая была поставлена Липтоном перед самим собой. Для достижения этой цели ему приходилось бороться с себестоимостью товара, с издержками при доставке, и также с некоторыми предрассудками. В то время в обществе витали слухи, что торговцы, увеличивая вес чая и снижая цену на него, добавляют… овечий помет. Липтон решает нанять лучших блендеров – специалистов, которые составят чайную смесь и разрушат слухи. Специалистам была поставлена сложная задача, которая включала многие нюансы, один из которых был: жесткость воды, которая будет использоваться для заварки чая.
Также можно отметить одно из главных достижений для бренда Lipton – создание узнаваемой упаковки для пакетов с его чаем. Томас не ошибся: приятный на вкус чай, при этом упакованный в аккуратные упаковки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, завоевал многие сердца его клиентов, а сам Липтон превратился в непременный символ своей эпохи. Он был героем скетчей, карикатур. Что удивительно – в карикатурном виде он чаще попадал на обложки газет, причем даже чаще, чем в своем настоящем облике.
Не стоит забывать и другое новаторство Липтона – именно его чай впервые в мире стал продаваться в одноразовых пакетиках. Первым идею одноразовых бумажных пакетиков для чая придумал американец Том Салливан, но именно Липтон первым в начале 20 века внедрил ее в производство.
В числе поклонниц отличного вкуса чая Lipton были не только простые смертные, но и высшая знать, а именно сама королева Виктория. Королева сочла, что Томас Джонстоун Липтон помог формированию «английского стиля жизни» и что его вклад достоин титула сэра. А в 1897 году Томаса Липтона посвятили в рыцари.
1898 год - по решению Липтона фирма была акционирована. Председателям правления стал сам Томас Липтон. Благодаря высокому спросу на его акции он заработал 2 млн. фунтов стерлингов.
С началом продаж на рынок было предложено три сорта чая Lipton. Лучший из них в то время назывался Quality-1 – он продавался в желтой упаковке с красной эмблемой Lipton. В наши дни этот сорт известен всему миру, как Lipton Yellow Label.
В 1972 году, задолго после гибели Липтона, англо-голландская компания Unilever купила все компании, некогда входящие в чайную империю сэра Томаса Липтона. А несколько лет назад концерн Unilever вложил в обновление имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Концерн Unilever поставил перед собой цель - успешная конкуренция с другими производителями безалкогольных напитков, например, такими как Coca-Cola, сделав ставку на полезные свойства чая.
Однако на этом реформация торговой марки Lipton не закончилась: подразделение ответственное за чай изменило дизайн упаковки. Бренд Lipton устоял напор конкурентов, и сейчас чай в традиционно желтых коробочках является одним из самых узнаваемых продуктов на рынке чаев.
Сэр Томас Джонстоун Липтон умер 2 октября 1931 года в Лондоне. Почитателям и любителям его знаменитого чая он оставил огромную чайную империю с подразделениями в разных странах мира. У известного чаеторговца Липтона не было наследников – его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов было передано на благотворительность. В наши дни, созданная им бессмертная торговая марка не просто существует, а развивается и процветает по сей день.
30759