Алкогольные напитки, изготовленные из агавы, были известны в Мексике и до появления на этой земле европейцев-конкистадоров, но именно эпоха Великих географических открытий принесла на американский континент технологию возгонки спиртов, ранее заимствованную Старым светом у арабов. Первая «агавовая водка» предположительно появилась в XVI веке - какой-то предприимчивый испанец решил перегнать традиционный мексиканский алкогольный напиток из агавы, который изготовлялся повсеместно - вероятнее всего, его вкус показался европейцу излишне сладким.
Еще столетие изготовление прототипа текилы - спирта из перебродившего сока агавы - находилось под запретом. Испанское правительство выло заинтересованно в экспорте вин и бренди собственного производства, потому не одобряло «конкуренцию на местах». Как водится, запрет властей не помешал энтузиастам в тайне производить алкоголь для собственных нужд, а также приторговывать излишками нелегально. В результате к XVII веку ситуация сложилась таким образом, что Испании оказалось выгоднее разрешить производство алкоголя на территории своей колонии и обложить изготовителей напитка налогом, нежели пытаться конкурировать с подпольщиками.
В XVIII веке прото-текилу начали экспортировать — поначалу не в Европу, а в новые испанские колонии на северо-западе страны. С получением же Мексикой независимости в 1821 году экспорт напитков из Испании стал затруднительным, что дало толчок в развитии местных технологий. Производители текилы окрепли, обрели определенную власть и в ходе гражданской войны 1857 года до последнего боролись на стороне либералов, которые гарантировали им сохранение права на изготовление напитка.
Однако, радость победы была недолгой: к началу XX века на смену консерваторам пришел новый враг - Северо-американская железная дорога, открывшая доступ в страну европейскому алкоголю. В результате текила потеряла потребителей из числа местных богатеев и знати, а низкий доход верных адептов из числа бедняков не способствовал повышению качества напитка, тому, что сегодня бы назвали «премиумизацией».
Правда, национальное значение текилы сильно укрепилось в ходе Мексиканской революции 1910-1917-х годов: восстание, начавшееся с свержения диктатуры Порфирио Диаса переросло в почти десятилетие гражданской войны, а образ предводителя народных масс Эмилиано Сапата неразрывно связался со стопкой текилы.
Не обошлось, конечно, и без киношников, которые вплоть до 40-х годов XX века эксплуатировали в равной степени как образ вождя Мексиканской революции, так и образ текилы самым что ни на есть бессовестным образом, тем самым подпортив репутацию напитку и создав ему имидж бедняцкого пойла.
Впрочем, кино и помогло исправить ситуацию - в 30-е годы именно посредством индустрии развлечений активно внедрялась идея о том, что текила - лучшее средство от гриппа.
Во время Второй мировой войны текила получила уникальный шанс заменить привычный североамериканцам виски, ставший недоступным. Заработанные деньги способствовали активному развитию производства текилы в 50-х. Но рост производства обернулся новым ударом по имиджу - качество текилы было не стабильным, ну а кроме того, под уже ставшим популярным именем предприимчивые дельцы со всего света ухитрялись продавать все что угодно, только не саму текилу. Тогда впервые и заговорили о необходимости введения контроля производства напитка и создания законодательной базы, аналогичной тем, который используются для производства напитков, контролируемых по месту происхождения, будь то коньяк, хересный бренди или, допустим, портвейн. В 1958 году был подписан «Лиссабонский договор», определивший правила написания наименования «текила» и необходимость защиты названия по происхождению.
26330