20.02.2012
На протяжении истории человечество верило, что определенная еда связана с сексом. Хотя почти каждый продукт в свое время восхвалялся как афродизиак, люди чаще всего выделяли три категории: очень дорогие деликатесы, еда, которую рискованно добывать, и продукты, по форме напоминающие гениталии.
Редкая и экзотическая еда автоматически попадала в категорию возбуждающей. Заморские продукты несли отпечаток пикантной опасности приключений - для стимуляции воображения нет ничего лучше. Например, ацтекские наложницы научили конкистадоров пить шоколад, и когда испанцы привезли напиток в Европу, он сопровождался эротической «аннотацией». А во время правления Карла I рис был роскошью в Европе, и благородный Казанова присягал на сваренном в молоке рисе с корицей.
Как только продукт становился распространенней и дешевле, он терял свой шарм. Например, картофель. Во времена Шекспира обычный картофель и батат почитались как афродизиаки, это отражено в его пьесе «Весёлые жёны Виндзора». Со временем такие продукты, как корица, гвоздика, мармелад, рис и перец потеряли свой сексуальный статус.
Следующая группа афродизиаков основана на логике, что если что-то съедобное напоминает неприличные части тела, это определенно должно заводить партнера. Сюда попадают многочисленные цветы и коренья. На Британских островах аронник пятнистый (Arum maculatum) ценился как наполнитель для пудингов, а за свой фаллоподобный цветок заработал себе много народных названий. По похожей схеме возникло название орхидеи, которое произошло от греческого наименования мужского яичка. Плиний Старший рекомендовал корнеплоды орхидеи как возбуждающее средство, а римляне называли ее «сатирион», потому что легенда гласила, что фаллические корни произрастали от пролитого семени сатира.
Мексиканские коренные племена больше предпочитали наземные части растений. Индейцы тотонаки верили, что ванильная орхидея произрастает из крови богини, а ацтеки называли ее «тлиль-ксочитль» - черный цветок. Развращенные умом конкистадоры отметили схожесть пестиков с женскими гениталиями, и назвали цветок ванильным, что по латыни значит «влагалище». Говорят, особенно почитала ванильный пудинг королева Элизавата I.
Устрицы и моллюски всегда имели похотливую репутацию. Римляне умели привлекать внимание с помощью еды к самым сильным афродизиакам - богатстве и власти. Императоры и аристократы воротили носы от местных устриц и отсылали гонцов на Британские острова за этим добром. Существовала сильная ассоциация между устрицами и блудницами. Женщина, продающая устрицы, часто фигурировала в эротических пьесах в средние века. В 19 веке в Америке бордели предлагали два в одном - свежие устрицы и горячие девицы. Неудивительно, что в оформлении сцен до сих используются элементы устричной раковины, которая символизируют страсть.
Мастера пера сделали много для чувствительной значимости еды. Ева открывает свой рот для вкушения плода познания – это обозначает сексуальную метафору, но это не первый раз, когда еда и секс пересекаются в Библии. Половина лирической красоты «Песней Соломона» исходит из метафор, связанных с едой. Самыми сексуальными продуктами в Библии считались мандрагора, корица, шафран, инжир и гранаты.
Специалисты по питанию обычно игнорируют или высмеивают идею продуктов, которые функционируют как виагра. Самые популярные на Западе съедобные афродизиаки – шоколад и устрицы – действительно производят сексуальные гормоны, но только, если поедаются в огромных количествах. Некоторые авторы шутят, что любитель возбудить себя шоколадом скорее рискует заработать диабет, чем вожделение.
Но все же, почему некоторые продукты считаются сексуальными? Возможно из-за того, что связанная пара – еда и секс, в действительности дополняется еще одним компонентом – предрассудком. Человеческое либидо – чувствительная и хрупкая вещь, которую легко вызвать, и так же легко разрушить. Очень много в сексуальности зависит от капризов природы и прихотей партнера, не удивительно, что люди всегда искали контроль над ситуацией, полагаясь на ведьм, ядовитые корни, сомнительные эликсиры и, конечно же, еду - вещь, которая, по сути, составляет основу жизни.
Или, может быть, мы упорствуем в своем убеждении, что продукты могут вызывать вожделение, потому что этому что-то сопутствует. Согласно антропологу Робину Фоксу, еда приводит к сексу из-за мужской способности обеспечивать пропитание, а женщине необходимо произвести потомство от мужской особи, что в силах прокормить потомство.
Нет сомнения, в этом что-то есть, но существует и более тривиальное объяснение. Акт обеспечения и приготовления специальной еды может быть сексуален сам по себе. Мы ассоциируем еду с комфортом, а приготовление с актом любви. Создание или приобретение особой еды или
напитка для потенциального любовника является, по крайней мере, иллюзией любви и надежности, что обычно связывается и с сексом. Приготовление пищи - одиночный интимный любовный акт, который исполняется для друзей, членов семьи или любовников.
Ярослав Плутенко по материалам Alternet
32007