На новый год наряжают елку, а на пасху красят яйца. И так из года в год, из века в век. Художник Андрей Чернов решил наглядно показать, что за границами стереотипов жизнь гораздо разнообразнее. А именно: значение яйца далеко не исчерпывается пасхальными мотивами. И собрал он в своей галерее нехилую коллекцию яиц от представителей различных художественных, эстетических, мировоззренческих, политических, религиозных направлений. Правда, его собственные яйца затмили все прочие, и прежде всего по причине их количества. Так Чернов разбил, как хрупкую скорлупку, вековые убеждения человечества о том, что хорошего не должно быть много.
Больше всего яиц представил натюрморт Чернова, но не живописный, а самый что ни на есть подлинный. По рюмкам были расставлены писанки с выгравированными на них библейскими (и небиблейскими) заповедями, что значило призыв не только к соревновательному битию и метанию яиц, но и к более конкретным удовольствиям. Безупречная с геометрической точки зрения и привлекательная с кулинарной, инсталляция с дарами от кабаре «Бродячая собака» была названа соответствующе: «Пожиратели искусства». Забегая вперед, отметим, что через пару часов после торжественного открытия выставки от пира на весь мир ничего не осталось, кроме объедков.
Вообще, названия черновских работ говорят, вернее, вопиют сами за себя: «Папа, не пей!» (экспозиция резиновых изделий, наполненных водкой) или «Яйцо газетной утки на электростуле» (единственный, пожалуй, артефакт, где яйцо фигурирует как негативное явление). Ну а знаковым объектом явилась, безусловно, энциклопедия мирового яйцеведения «Яйца художников – найди мои!», представляющая собой бесконечную панораму разноцветных яиц. Справедливости ради надо отметить, что братья по цеху достойно поддержали Чернова. Так, Сергей Мосиенко воскликнул: «Фи! Берже» и принес в CHE яйцеголового Буратину, а Виктор Бухаров пожертвовал из своих запасников живописный цикл о храмах, правда, дал работам другие названия, подогнав их под тематику артефакта.
Прежде чем пригласить единомышленников к пожиранию искусства, Чернов взгромоздился на табуреточку и прочитал стишок, вернее, не стишок, а стихотворение в прозе о значении яйца в жизни планеты Земля. Прежде всего он рассмотрел яйцо как объект приложения труда художника. Да что далеко ходить! «В 80-х, когда художников выкинули на помойку, им пришлось расписывать яйца, которые и помогли выжить искусству», – напомнил оратор. Затем он порассуждал на тему, кто появился первее, курица или яйцо, ну а там посыпались вопросы из зала, например, намерен ли он рассматривать другие части тела художника или не собирается ли расширить тему до мировых масштабов. Чернов обещал и то, и то. Мы, напустив на себя глубокомыслие, тоже сочинили вопрос и спросили Чернова о его творческом кредо. Он долго не думал: «К теме надо подходить легко. Чем легче подходишь, тем интереснее получается».
©Яна Колесинская
26087