Яйца “производят” многие домашние животные, но только куриным яйцам удалось стать продуктом повседневного спроса человека. Ни гусиные, ни утиные яйца такой чести не удостоились. Появившиеся несколько лет назад на российском рынке перепелиные яйца воспринимаются скорее как экзотика и вряд ли когда-нибудь смогут обогнать по популярности куриные яйца. Особенностью рынка куриного яйца в России является то, что он практически полностью обеспечивается отечественными производителями. Если, скажем, куриное мясо в нашу страну завозится со всего света, то яйцами наших сограждан полностью обеспечивают ближайшие птицефабрики. Более 80% нижегородского рынка яиц также занимает продукция местных птицефабрик. За последний год на нижегородском яйце-рынке произошли существенные изменения, о которых мы и попытаемся рассказать в этой статье.
Яйца “вкрутую”
До недавнего времени на российском яйце-рынке было лишь два бренда: “диетические” и “столовые” яйца. Конечно, производители всегда отмечали на скорлупе яйца название птицефабрики, но большинство потребителей обращало внимание только на “столовую” и “диетическую” направленность продукта. Напомним, что к диетическим относятся яйца, срок хранения которых не превышает 7 суток. “Столовыми” называют яйца, срок хранения которых не превышает 25 суток со дня сортировки. И диетические и столовые яйца в свою очередь подразделяются на три категории, в зависимости от веса: отборная, первая и вторая. К отборным яйцам относится продукция, имеющая вес не менее 65 грамм, к яйцам первой категории—55 грамм, и второй категории – 45 грамм. Соответственно отборные яйца стоят дороже яиц первой и второй категорий. Яйца также подразделяются в зависимости от цвета на белые и бежевые. Небрендированная продукция, подразделяющаяся на три категории, столовую и диетическую направленность, по-прежнему составляет основную часть продаваемых в нашем городе яиц. Первые заметные бренды появились на нижегородском яйце-рынке в прошлом году. Есть мнение, что появлению брендов на рынке яиц во многом способствовало появление у торговой сети “Эконта” собственного одноименного лейбла, под которым в том числе стали выпускаться и яйца, производимые Дивеевской птицефабрикой. Яйца “Эконта” в удобной картонной упаковке задали новую моду на нижегородском рынке яиц – выпуск брендированной продукции в картонной упаковке. Картонная упаковка практически полностью избавляет покупателя от трагедии бьющихся яиц, удобна в использовании и позволяет наносить любую информацию о продукте, логотип и прочее. Самые передовые бренды на яйце-рынке города активно используют это преимущество и размещают на упаковке большое количество информации о яйцах. В магазинах города появилась уже упаковка на 15 яиц. Интересно, появится ли упаковка на 5 яиц, которая дала бы возможность полакомиться самыми дорогими яйцами тем, чьи карманы не всегда ломятся от денег? Не исключено, что 5-штучная упаковка для яиц не выгодна с точки зрения использования, но ее появление обрадовало бы очень многих покупателей.
Появилась на яйце-рынке и новая тенденция: выпуск продукции, обогащенной био-добавками: в первую очередь, селеном и йодом. В прошлом году в нижегородских торговых сетях появились такие “упакованные” бренды как “Молодильные” яйца с био-селеном, “Деревенские” яйца, выпускаемые Сеймовской птицефабрикой, йодированные яйца “Здоровье” Ворсменской птицефабрики, яйца “Ко-Коль” Владимирской птицефабрики и так далее.
Осенью прошлого года произошло резкое (на 6-7 рублей) подорожание цен на яйца. Если летом 2004 года десяток яиц можно было купить за 20-22 рубля, то уже в октябре за то же количество надо было раскошелиться на 27-28 рублей. Самыми популярными версиями произошедшего подорожания стали следующие: резкое падение спроса на яйца летом 2004 года и, как следствие этого, резкое повышение цен с возобновлением спроса, подорожание зерновых комбикормов, а также проблемы с поставками яиц в Москве. Из-за недостатка поставок яиц москвичи были вынуждены “отправиться” за яйцами в ближайшие регионы, в том числе и в Нижний Новгород, что создало дефицит продукции. Резкое увеличение цен на куриные яйца осенью прошлого года, как ни странно, привело к тому, что многие потребители стали покупать продукцию класса «премиум», так как разница в цене между самыми дорогими и самыми дешевыми яйцами стала менее ощутимой. Обнаружив на прилавках магазинов столовые яйца 2 категории за 27-28 рублей и отлично упакованные яйца 1 категории с био-добавками за 31 рубль, покупатели, не обращая внимания на три “лишних” рубля, стали чаще покупать дорогие яйца. При этом можно отметить, что в магазинах с прилавком по-прежнему в основном продаются “поштучные” небрендированные яйца, а в торговых сетях – хорошо упакованные яйца, имеющие ТМ.
К низшему ценовому сегменту на рынке яиц традиционно относятся столовые яйца второй категории, к среднему ценовому сегменту – яйца первой категории, а к классу "премиум" – отборные диетические яйца. Впрочем, самые дорогие яйца, продающиеся сейчас в торговых сетях города, представляют собой брендированные, хорошо упакованные столовые яйца первой категории. При этом разница в цене между сегментами не так велика. Самые дешевые яйца в Нижнем Новгороде сейчас можно купить по цене 27-28 рублей за десяток. Самые дорогие – по цене 31–32 рубля за десяток.
На нижегородском рынке в настоящий момент представлена продукция большого количества птицефабрик нижегородского региона (Сеймовской, Балахнинской, Кстовской, Павловской, Ворсменской, Дивеевской и других), способная практически полностью обеспечить потребность горожан в этом продукте. Одной из наиболее популярных ТМ в торговых сетях города является продукция Сеймовской птицефабрики (яйца “Молодильные”, “Деревенские”). “Молодильные” яйца с био-селеном, активно раскручиваемые по телевидению, можно назвать одним из самых успешных продуктов на яйце-рынке в 2004 году. Повышение цен на яйца привело к тому, что многие потребители, стоя перед прилавками и разглядывая самые дешевые, обычные яйца за 28 рублей, и самые дорогие, “Молодильные” с био-селеном и витаминами за 31-32 рубля за десяток, делают выбор в пользу последних. Логика в данном случае такая: если уж все так дорого, то, почему бы не купить то, что дороже всего? Именно “Молодильные” и “Деревенские” яйца стали лидерами продаж в премиум-сегменте в прошедшем году. Благодаря грамотной рекламной политике, участию в качестве спонсоров в телесериале Сеймовской птицефабрике удалось привлечь внимание покупателей к своей продукции.
Выпуск яиц, обогащенных био-добавками, стал очень популярным у нижегородских птицефабрик. Помимо Сеймовской птицефабрики, выпускают йодированные яица Выксунская, Балахнинская, Ворсменская птицефабрики. Средний ценовой сегмент (27-30 рублей за десяток) представляет сейчас небрендированная продукция большинства нижегородских птицефабрик. Самой продаваемой позицией на небрендированном яйце-рынке традиционно считаются столовые яйца первой категории. Что касается брендированных яиц среднего ценового сегмента, то большой популярностью у покупателей пользуются яйца, выпускаемые Дивеевской птицефабрикой под ТМ “Эконта”, которые во время осеннего повышения цен и до сих пор продолжают оставаться самыми дешевыми. Из иногородних производителей яиц, пользующихся на нижегородском рынке определенным спросом, можно отметить Владимирскую птицефабрику, представленную в торговых сетях города под брендом “Ко-Коль”. Владимирские яйца, кстати, пока единственные из представленных на нижегородском рынке, продаются в упаковках как на 10, так и на 15 штук яиц. Активную конкуренцию нижегородским птицефабрикам составляют также производители яиц из соседних регионов (Кирова, Чебоксар и Марий Эл), но об этом мы еще поговорим в конце статьи.
Портрет потребителя и сезонность употребления
Куриные яйца относятся к так называемым продуктам повседневного спроса и входят в рацион около 95% населения. Легендарная “яичница”, а также яйца вкрутую, всмятку и “всырую” с незапамятных времен стали одним из самых популярных вариантов человеческого завтрака. В последние годы употребление нашими соотечественниками яиц почти приблизилось к “европейским стандартам” и составляет в среднем около 250 штук в год (в Европе на душу населения приходится более 300 яиц в год). Правда, в связи с резким подорожанием цен на яйца осенью прошлого года определенной части населения с низким уровнем доходов пришлось уменьшить в своем рационе количество этого ценного продукта. Для большинства же горожан яйца по-прежнему остаются незаменимым элементом рациона и хорошей альтернативой мясу. Действительно, куриные яйца имеют немало диетических достоинств: в них содержатся практически идеальные по аминокислотному составу белки, которые усваиваются нашим организмом на 98% (в отличие от, например, “говяжьих” белков), большое количество витаминов (А, D, E, B, К) и микроэлементов (биотин, фосфор, кальций, калий, медь). Яйцами можно без ущерба для здоровья заменять в рационе мясо тем, у кого нет проблем с излишком холестерина. Белкового голодания в случае перехода с мяса на яйца организм не почувствует. Правда, не нужно забывать при этом, что длительная варка и жарка ухудшают усвояемость организмом яичных белков и разрушают витамины и микроэлементы. Несомненным достоинством яиц является удобство и быстрота их приготовления. Если на жарку и отваривание мяса уходит немалое количество времени, то для того чтобы приготовить яичницу, яйца всмятку и вкрутую, потребуется всего несколько минут и минимум кулинарных способностей и возможностей. Недаром яичница и яйца вкрутую с незапамятных времен входят в рацион холостяков всего мира. Яичница-прекрасная еда мужская. С уменьшением свободного времени у работающей части населения и увеличением числа работающих женщин, яйца приобретают все большую популярность благодаря своим “быстрым” качествам. Современные технологии и санитарные требования к производственному процессу практически полностью исключают вероятность заболевания сальмонеллезом вследствие употребления сырых яиц. Если лет 10-15 назад “сальмонелльная” проблема действительно была актуальна, то сегодня ее решили практически все отечественные птицефабрики. Поэтому куриные яйца, произведенные на крупных птицефабриках, можно смело пить в сыром виде. Опасность подхватить сальмонеллез может заключаться только в том случае, если вы покупаете яйца на рынке у частников или в качестве эксперимента решили попробовать гусиные или утиные яйца.
Основным критерием выбора яиц для большинства покупателей являются цена, размер, чистота скорлупы, запах, свежесть, диетическая направленность продукта. На цвет яиц, как правило, обращают внимание немногие потребители. Поэтому белые и бежевые яйца раскупаются в одинаковых количествах. Хотя, конечно, перед Пасхой большей популярностью пользуются белые яйца. Есть мнение, что бежевая скорлупа имеет более крепкую структуру, чем белая, поэтому бежевые яйца гораздо меньше подвержены “бьющейся” опасности.
Несмотря на то, что яйца принадлежат к продуктам повседневного спроса, их продажа во многом зависит от сезонного фактора. Летом, а также с февраля до апреля на рынке яиц наступает традиционное затишье. Всплески спроса происходят осенью, к Новому году, 8 Марта и, конечно же, в преддверии Пасхи, которая становится настоящим триумфом для продавцов яиц. В этом году пик продажи яиц намечен на 1 мая.
“Заграница” нам поможет
Основной тенденцией на рынке яиц в Нижнем Новгороде становится появление брендированной, хорошо упакованной продукции, обогащенной различными био-добавками. Можно предположить, что в 2005 году эта тенденция получит дополнительное развитие, и на нижегородском рынке увеличится количество брендированной продукции с дополни- тельными оздоровительными преимуществами. Чтобы прояснить ценовую ситуацию на яйце-рынке города, мы опросили несколько нижегородских предпринимателей, специализирующихся на продажах и оптовых поставках куриного яйца. Выяснилось, что после Нового года на рынке яиц складывается очень благоприятная для хитрого покупателя ситуация. К уровню цен первой половины прошлого года нижегородский яйце-рынок уже, конечно, не вернется, но в настоящее время можно отметить, что цены на яйца в нижегородских торговых сетях снизились на 1-2 рубля. Как объяснили нам в ЧП “Лебедева”, январское понижение цен на яйца связано в первую очередь с тем, что за последние месяцы на нижегородском рынке появилось очень много привозной продукции из соседних регионов (Кирова, Чебоксар, Марий Эл, Владимира). Привозные куриные яйца, по словам нижегородских предпринимателей, имеют хорошее качество, при этом стоят на пару рублей дешевле продукции местных производителей. В связи с этим некоторые оптовые операторы стали покупать яйца у иногородних конкурентов нижегородских птицефабрик, а местным производителям тоже пришлось снижать свои оптовые цены. К тому же, как рассказали нам в ООО “Мир птицы” и ЧП Рощина, на складах многих нижегородских птицефабрик сейчас скопилось огромное количество продукции, которое надо как-то реализовывать. Масла в огонь добавляет и то, что наша страна 10 дней "гуляла", и сейчас у людей не так много денег, как до Нового года. Все это привело к небольшому сезонному снижению цен на яйца. Ценовое "оживление" на рынке яиц начнется к весне и достигнет своего пика к Пасхе.
Андрей Соколов
29718