"Праздников праздник и торжество торжеств" – Светлое Воскресение Христово. Лейтмотив этих дней – радость и необыкновенный душевный подъем, которые ощущаются во всем: в благостном известии "Христос воскресе!", мажорном колокольном перезвоне, нарядно убранных церквях. Традиционные куличи, творожная пасха, крашеные пасхальные яйца – все это тоже крупицы большого праздника. Ну и, конечно, красное вино – символ крови Христовой. Оно – и при совершении таинства причащения, и на праздничном столе.
С глубокой древности виноградное вино – неотъемлемая часть церковного культа. Это известно так же хорошо, как и то, что Франция – колыбель виноделия. А вот то, что в своих религиозных обрядах Русская Православная Церковь издавна традиционно использовала французское вино, может вызвать у многих неподдельное удивление. И тем не менее, это именно так…
На Руси в богослужениях со времени ее Крещения использовались самые разные вина: в первые годы после распространения христианства на Руси – греческие, затем немецкие, итальянские и французские. Начиная с XVIII века в винодельческих районах России начали применять красное сухое вино собственного производства, но серьезной конкуренции иноземным напиткам оно так и не составило. Из всего же многообразия привозных напитков предпочтение отдавалось винам крепленым и сладким, способным выдерживать длительные путешествия. Вот почему кагор, который русским человеком воспринимается сегодня как синоним понятия "церковное вино", ассоциируется именно со сладким вином, хотя изначально таковым и не был. Производители из французского Кагора (города, подарившего миру одноименные вина) уже позже учли требования купцов, вынужденных доставлять груз на большие расстояния. Свое "королевское" место самого популярного на Руси церковного вина французский кагор окончательно занял во времена царствования Петра I, который и сам высоко ценил вкусовые и целебные свойства этого напитка.
В XVII веке кагор на Руси получил название "вареного французского вина", а все потому, что технологической особенностью этого сорта является тепловая обработка. К концу XIX века наши предки уже не могли себе представить церковное вино иначе, кроме как густо красным (производимом из таких сортов винограда, как Совиньон, Каберне, Бастардо, Саперави, Матраса, Кахет, Морастель), сладким (виноград собирают при содержании в ягодах сахара не менее 20%) и умеренно крепким. Советское время стало одним из самых тяжелых периодов в истории русского православия. В эти годы, помимо всего прочего, были утеряны и традиции строгого отбора церковного вина. О том, чтобы привозить его из-за рубежа, не могло идти и речи. Доступны были, в основном, крымские и молдавские образцы.
Возвращаясь к своим истокам, Русская Православная Церковь постепенно возрождает традиции, заложенные еще в XVI–XVIII веках. Сегодня при проведении обрядов использовать можно практически любое красное виноградное вино, как сухое, так и сладкое. Главное, чтобы оно было натуральным. Каждый приход закупает вино самостоятельно, исходя из своих возможностей, которые могут быть довольно скромными.
Что же касается контроля качества и соответствия православным канонам вин, продающихся в обычных магазинах с этикетками "кагор" или "церковное вино", то не пойдем против истины, если скажем, что в большинстве случаев он попросту отсутствует. Так что содержимое бутылок, поставленных на стол мирян на Пасху, зачастую ничего общего не имеет с тем напитком, который некогда так полюбился Петру I. Одними из первых к этой проблеме обратились служители знаменитого звенигородского Саввино-Сторожевского мужского монастыря. На помощь им пришла компания "Декантер Вайн", и вместе они создали уникальный для России Музей церковного вина, который совсем скоро должен открыть свои двери для посетителей.
"История церковного вина в русской православной традиции практически не изучена, – говорит главный историк музея Инга Брандт, – хотя культура пития, а также применение вина в религиозных обрядах играет в ней значительную роль. Создавая наш музей, мы хотим вновь привлечь внимание к этой незаслуженно забытой части нашей истории. Специалисты музея тщательно изучают все те немногочисленные источники, доносящие до нас описания церковных вин, использовавшихся на Руси с момента ее крещения и вплоть до конца XIX века, составляя их подробный перечень. После чего начинается поиск современных производителей высококачественного вина, максимально близкого к оригиналу. Если с обработкой и систематизацией исторических материалов мы справляемся силами наших сотрудников, то для поиска производителей в разных странах мира (а их в нашем списке уже четырнадцать!) мы обратились за помощью в компанию ILS, специалистам в этой области. Так, в конце прошлого года в Москву была доставлена первая партия высококачественного французского кагора – такого же, какой привозили на Русь купцы еще в XVI веке. Надеемся, что в ближайшее время все посетители музея смогут оценить качество этого напитка в нашем дегустационном зале". "Мы всегда с большим интересом и вниманием относимся к проектам, связанным как с возрождением российских традиций, так и с повышением качества потребляемого в России вина, – рассказывает заместитель коммерческого директора ILS Татьяна Карцева. – Задача, поставленная при создании коллекции музея, сочетает оба эти направления, ведь одним из основных требований к искомому французскому кагору, помимо района происхождения, было его высокое качество. Мы не впервые оказываем нашим клиентам подобные услуги по поиску вин в разных странах мира и хорошо знаем этот рынок, однако в данном случае планка была особенно высока, ведь мы искали не просто вино, а напиток, который должен был стать первым шагом к возрождению традиций строгого контроля качества церковных вин. В итоге мы предложили компании "Декантер Вайн" продукцию шато Домен де Коз, входящего в состав французского Торгового Дома Ривьер, из ассортимента которого специалисты музея методом слепой дегустации отобрали три вида кагора. Теперь именно они станут первыми экспонатами Музея церковного вина". С воодушевлением встретили идею создания музея и на родине кагора – во Франции. "Мы очень рады, что смогли стать первым производителем, чья продукция будет представлена в Музее, – говорит Жан-Пьер Ривьер, владелец Торгового Дома. – Французские виноделы на протяжении многих лет поставляли кагор в Россию по специальному контракту, обеспечивая высококачественным вином более пятидесяти тысяч церквей.
К сожалению, революция прервала многолетние торговые и культурные связи, и сегодня мы открываем друг друга заново". История, как известно, развивается по спирали. И каждый раз оглядываясь в прошлое, мы как бы пытаемся заглянуть в будущее. История религии – один из самых ценных носителей многовековой культурной традиции, который раскрывает нам иногда самые неожиданные грани прошлого. И, быть может, в одной из этих граней, если присмотреться, уже можно разглядеть рубиновой отблеск настоящего французского кагора – воплощения божественной сути и незаменимого участника одного из важнейших церковных таинств.
26177