Еще одна красивая страница английской чайной традиции связана с гонками чайных клиперов, которые проходили во второй половине 19-го века. Суэцкого канала тогда еще не было и корабли из Индии и Китая шли вокруг Африки. Около трех месяцев. Чай портился (море, сыро) и время в прямом смысле превращалось в деньги. Вот они и гонялись.
По прошествии века с лишним от этих гонок осталость только одно воспоминание. И то — неправильное. Самым знаменитым чайным клипером стал, «Катти Сарк», который, по большому счету, на чайных гонках ничего выдающегося не показал. Однако сначала расскажем о нем — все-таки знаменитость...
«Cutty Sark» («Катти Сарк») — единственный сохранившийся представитель знаменитых быстроходных чайных клиперов XIX века. Название «Катти Сарк» заимствовано из повести в стихах Роберта Бернса «Тэм О`Шентер» и в переводе с шотландского означает «короткая рубашка» — так герой повести называл стремительно мчавшуюся за ним прекрасную молодую ведьму в короткой рубашке. Вот как кончается эта повесть (перевод Маршака)...
«...Увы, еще перед мостом
Пришлось ей повертеть хвостом.
Как вздрогнула она, бедняжка,
Когда Короткая Рубашка,
Вдруг вынырнув из-за куста,
Вцепилась ей в репей хвоста!..
В последний раз, собравшись с силой,
Рванулась добрая кобыла,
Взлетела на скрипучий мост,
Чертям оставив серый хвост...
Ах, после этой страшной ночи
Во много раз он стал короче!..
На этом кончу я рассказ.
Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой, —
Пускай припомнит град, и снег,
И старую кобылу Мэг!..»
Ну это так, к слову...
«Cutty Sark» построен в 1869 году в Глазго по проекту английского кораблестроителя Г. Линтона. Клипер обладал превосходными мореходными качествами. Ходил в основном по двум маршрутам — в Китай за чаем и в Австралию за шерстью. Расстояние в 19 тысяч миль от китайского порта Фучжоу до Лондона парусник преодолевал за 107-110 дней, ему принадлежал рекорд скорости на «шерстяном» маршруте Сидней — Лондон: 67 дней. В конце XIX века «Cutty Sark» продали в Португалию, переоборудовали и назвали «Ферейра», а в 1922 году судно приобрел английский капитан У.Доумен. В 1949 году клипер был передан Национальному морскому музею в Гринвиче, где установлен в специально вырытом сухом доке. В 1952 году в Англии создано общество, поставившее целью сохранить парусник и восстановить его в прежнем виде. В июне 1957 года восстановленный клипер был открыт для обозрения.
Водоизмещение клипера 2100 тонн, длина 85 метров, ширина 11 метров, осадка 6,1 метра, общая площадь 34-х парусов на 3-х мачтах 3350 квадратных метров, скорость 17-18 узлов, валовая вместимость 963 регистровых тонны, экипаж при перевозке чая — 28 человек, при перевозке шерсти — 19-20 человек.
Самое смешное, как мы уже говорили, что на чайных рейсах клипер использовался очень недолго и особой славы не снискал. Легендой он стал после того, как стал возить шерсть из Австралии. И, конечно, «Катти Сарк» — это не столько чайная легенда, сколько легенда парусного судоходства. Но легенда красивая, спортивная и романтичная. И потом, черт возьми, это чайный клипер! Подробнее о нем можно узнать, посетив сайт музея «Катти Сарк» в Гринвиче и прочитав рассказ Ивана Ефремова...
Самыми знаменитыми чайными клиперами (кстати, от английского to clip — срезать. Подразумевалось, что они «срезали» волны) были корабли «Ариэль», «Тайпинь» («Тайпэн», «Тайпин») и «Фермопилы». 30 мая 1866 года состаялась самая знаменитая гонка чайных клиперов, которую выиграл «Тайпинь», обогнавший «Ариэль» на 12 минут. Смое интересное в этой разнице то, что они плыли 99 дней. Суда выходили из порта с одним отливом и гонялись, часто совершенно не выпуская друг друга из вида. За победу в гонках и капитаны и команды получали порядочный денежный приз, а сам корабль — «Голубую ленту», очень почетный и престижный вымпел. С открытием в 1869 году Суэцкого канала и появлением «грязных закопченных пароходов» гонки потеряли всякий смысл, хотя об этой потере говорили тогда, как о крахе целой эпохи. Ничего. Пережили. Хоть и жалко.
26994