Кефир по праву считается одним из самых полезных кисломолочных продуктов на Земле. Он нормализует деятельность желудка и кишечника, благотворно влияет на нервную систему, обмен веществ, снижает риск развития онкологических заболеваний и обладает множеством других достоинств.
Но кефир уникален не только этим.
Нет ни одного кисломолочного продукта со столь романтичной историей. О кефире слагали и слагают легенды, и сейчас уже трудно определить, где кончается правда и начинается вымысел.
Родиной кефира считают Северную Осетию. По легенде, кефир даровал осетинам сам Аллах, запретив дарить или продавать кефирную закваску другим племенам, особенно иноверцам. Грехом считалось даже дарить кефирную закваску выходящим замуж дочерям.
С поглощением Кавказа Россией слухи о чудесном напитке начали распространятся по всей империи.
К началу двадцатого века слухи об молочном эликсире кавказских горцев уже вовсю циркулировали в обеих российских столицах. В 1908 году Всероссийское общество врачей обратилось к самому известному и наиболее уважаемому тогда молокозаводчику Николаю Ивановичу Бландову с просьбой наладить в Москве производство кефира.
Бландов, у которого в окрестностях Кисловодска было 12 сыроварен, откомандировал в Осетию специалиста-сыровара Ирину Сахарову и приставил к ней управляющего сыроварен Васильева.
Помимо того, что двадцатилетняя Ирина Сахарова, с блеском окончившая женскую школу молочного хозяйства, уже успела на одной из выставок в Париже принести фирме Бландова золотую медаль за рецептуру собственноручно разработанного ею сливочного масла, девушка была еще и на редкость красива.
Первым делом Сахарова и Васильев посетили самого крупного местного поставщика молока и сыра, князя Бек-Мурзу Байчерова. Байчеров с сыном приняли гостей с восточным гостеприимством, однако, просьбу гостей поделиться с ними кефирной закваской вежливо отклонили.
Фиаско не сломило нашу героиню. Целеустремленные Сахарова и Васильев переключились с Байчерова на простых местных жителей и, аул за аулом, объезжали Осетию в надежде получить вожделенные кефирные зерна.
Как-то во время одной из таких поездок красавицу Ирину Сахарову похищают вооруженные до зубов джигиты. Васильев, добравшись до Кисловодска, поднимает тревогу.
Тем временем, перед похищенной девушкой предстает не кто иной, как сын Байчерова. Молодой князь просит прощения за обычай горцев красть невест и предлагает Ирине руку и сердце. Красавица отвечает отказом.
Вскоре состоялся суд над Байчеровым. Судья, не желавший обострять отношения с влиятельным горцем, предложил мировую. «Я могу простить князя только при одном условии, - сказала кавказская пленница, - пусть подарит мне 10 фунтов кефирных грибков». На следующее утро Бек-Мирза прислал Ирине кефирные грибки и огромный букет цветов.
Вскоре первые бутылки с русским кефиром, приготовленным Ириной Сахаровой, появились в Боткинской больнице. Затем «напиток удовольствия», как его именуют горцы, стал продаваться повсеместно.
И, наконец, самое интересное – то, из-за чего ломались копья – сама кефирная закваска. Она представляет собой сложный и до конца не изученный симбиоз нескольких микроорганизмов (молочнокислых палочек, стрептококков, дрожжей, уксуснокислых бактерий и ароматообразующих веществ). Но ее главная тайна в том, что, похоже, взгляд на нее, как на дар высших сил, не так уж далек от истины — искусственно вывести кефирный грибок людям пока так и не удалось.
32370