Когда-то вино пили вместо воды. До начала семнадцатого столетия вино считалось единственным и неповторимым целебным, укрепляющим силы долгохранящимся напитком. В годах сырую воду пить было опасно. Эль без содержания хмеля портился очень быстро. Кроме того, в те времена не существовало напитков, содержащих кофеин. Когда в Европе появилось вино, люди будто сошли с ума - по хроникам тех времен можно подумать, что все богатые европейцы, получившие возможность насладиться прекрасным напитком, потеряли чувство меры, устраивая постоянные пирушки и почти никогда не бывая трезвыми. В семнадцатом веке все изменилось: из Центральной Америки по миру отправился шоколад, из Аравии - кофе и, наконец, чай - из Китая. В это же время в Дании развивалось искусство дистиллировать воду, на западе Франции изобретались перегонные аппараты для дешевого белого вина, добавки хмеля превратили эль в гораздо более «выносливое» пиво, в крупнейших городах побежала по трубам чистая вода, которой раньше так недоставало их жителям. Над винной индустрией нависла угроза исчезновения - необходимы были новые замыслы и свежий проекты. Поэтому не случайно создание самых прославленных марок вина, которые сегодня считаются классическими, относится ко второй половине семнадцатого века. Их успеху способствовало изобретение стеклянных бутылок.
Раньше вино хранили только в бочках. Бутыли или кувшины, изготовленные преимущественно из глины, использовались только для доставки вина непосредственно из погреба на стол. Начало семнадцатого века ознаменовалось новыми технологиями изготовления стекла, благодаря которым бутылки стали крепче, а стеклодувное дело больше не требовало огромных расходов, как прежде. Примерно в это же время какой-то гениальный умелец придумал пробку и штопор.
Становилось все очевиднее - вино в тщательно закупоренных бутылках сохраняет свои качества дольше, чем в бочках, в которых начинало портиться с того момента, когда бочку открывали. Кроме того, аромат напитка из бутылки заметно отличался от аромата вина из бочки. Первому идея изобретения долго хранящегося вина пришла в голову владельцу Шато Хаут-Брюон (Высокий замок); подвергнутые строгой селекции, сделанные из лучших сортов винограда, хорошо выдержанные вина быстро завоевали популярность среди истинных знатоков и ценителей. В 1660 он открыл первый в Лондоне ресторан и дал ему собственное имя - Pontac's Head. Это была своеобразная реклама его торговой марки. Создавая шампанское, монах Дом Периньон руководствовался этой же идеей - совершенствование напитка путем смешивания. Этот прием придал вину такое разнообразие вкуса и аромата, что богатая аристократия чуть ли не выстраивалась в очередь, умоляя монаха угостить их стаканчиком роскошного напитка. В начале восемнадцатого века изменилось также бургундское. Самые тонкие вина, Волнэ и Савиньи, считались тогда наиболее модными. Сейчас эти vines de primeur (вина первого брожения) уступили дорогу винам длительного брожения с темной окраской, так называемым vines de garde (винам длительной выдержки).
Вином, которое выиграло больше всех остальных, был портвейн. Англичане начали пить его в конце семнадцатого века. Это случилось потому, что из-за войн налог на изысканные французские вина стал непомерно высоким. Сначала англичане были не очень хорошего мнения о портвейне, но со временем привыкли к нему и стали расценивать как нечто национальное, вроде английской овсянки. Чем старше становился портвейн, тем выше он ценился. Это сказалось и на форме бутылки: бутылка потоньше была более пригодна для хранения в погребах в горизонтальном положении. Природная низкая крепость Бордо объясняет весьма любопытный обычай винопроизводства тех времен. До середины столетия вино для Англии подвергалось особой обработке. Вот один из рецептов: тридцать литров испанского вина, два литра белого виноградного сусла и бутылка Бренди на каждую бочку красного вина. Спустя лето вино опять пускалось на закваску с теми же добавками. В результате всех этих операций получалось крепкое вино с отличным ароматом. Такое вино моментально опьяняло, но годилось не для всех желудков.
Немецкие вина прошлого столетия были более кислыми. Такое вино приходилось дольше держать в бочке. Наибольшей известностью, пожалуй, пользовался рейнвейн. Шампанское было более сладким, его окраска и аромат богаче. Во всех остальных отношениях оно мало чем отличалось от сегодняшнего. Портвейн и шерри были крепче и насыщеннее. В то время было известно гораздо больше крепких и сладких вин: Малага и Марсала были в своей лучшей поре. Констанция и Токай ценились так же высоко, как нынешние сухие ягодные вина.
Винопроизводство стремительно развивалось. В странах с обширными виноградниками значительная часть экономики была связана с производством вина и торговли им: в Италии в 1880 г. было установлено, например, что 80% населения тратят весьма основательную часть своих доходов на вино.
27384