Корейцы пьют чай с древних времен, когда употребление чайного напитка было привилегией буддийских монахов.Исследователи этой темы в Корее связывают возникновение культа чая с именем Кима Териома, который прибыл в VII или VIII в. из Китая с семенами чайного куста и заложил первую чайную плантацию на юге страны на склоне горы Чири. С того времени возникло местное производство чая, целиком зеленого, но оно не достигло больших размеров.
Церемониал чаепития, который первоначально был заимствован из Китая, формировался под сильным влиянием буддизма. Монахи постоянно пили чай во время своих долгих молений. Чай широко использовался как лекарство.Корейцы развивали свое собственное учение о чае, подчеркивая особенное значение душевного состояния человека во время чайной церемонии: необходимо на это время умиротвориться, освободиться от всех отвлекающих мыслей. Была также создана теория "существа", именуемого как "левое", и "функции", именуемой как "правое", которые должны быть расположены на чайной церемонии гармонично. Устроитель церемонии соответственно этому располагал "огонь" (жаровню) справа от себя, а чайную посуду – слева. Гостей сажали лицом на запад, а хозяин садился лицом на восток. Место, обращенное к Югу, предназначалось для императора. Идеальным считалось сажать перед собой трех гостей.
Современная жизнь граждан Южной и Северной Кореи далека от этих правил. Сами чайные церемонии – экзотичная редкость. Определенный ритуал чаепития соблюдается, когда за чаем собираются женщины. В повседневной жизни чай пьют обычно во время приема пищи. Чай – зеленый, листовой, закупаемый, главным образом, в Японии.
В чайнике греют воду до состояния, близкого к кипению и разливают по керамическим чашкам. В опустевший чайник засыпают бамбуковым совочком лист зеленого чая и наливают подстывшую воду из чашек. Полученный настой чая снова разливают по чашкам, в этот раз – для питья. Местные буддийские монахи устраивают чаепитие в перерывах между молениями. Они заваривают свой зеленый чай в большой чаше, причем также не слишком горячей водой. Стремясь сохранить традиционный культ чая, монахи разъясняют, что он "открывает путь", помогает привитию многих буддийских ценностей, таких как самообладание, спокойствие, гармоничность, чистота и непорочность, искренность и бесхитростность, а также познанию перекликающейся с ними конфуцианской мудрости, в частности, стремления избегать крайностей.
Корейцы пьют чай неоднократно в течение дня. Иногда и во время трапезы, однако, в этом случае чаще употребляют рисовую водку и вино. Отмечают такой местный обычай: в перерывах между чашечками чая выпивать сырое яйцо – прямо из скорлупы через проколотую дырочку. Пьют также чай с лимоном, с молоком.
Современные корейцы пользуются также рецептом чая, "усиленного" женьшенем и ликером, который приводится ниже.
Корейский чай "Гинзенг"
Крепкий настой байхового черною чая – 1/2 чайной ложки, настой гинзенга (женьшеня) – 1–2 чайные ложки, корейский ликер Инсамсул – 1/2 чайной ложки, вода – 200 мл. В нагретый стакан влить настой чая и гинзенга. Добавить горячую кипяченую воду и сахар, размешать. По желанию ароматизировать ликером Инсамсул.
28714