Крабовые палочки становятся для россиян все более привлекательным продуктом. Но рынок этот насколько молод, настолько и сложен.
Как выбрать качественный и достаточно приемлемый по цене продукт?
Крахмал вместо рыбы
Вот, например, перед нами экспертное заключение Испытательного центра Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности по крабовым палочкам, произведенным в Китае.
«По данным физико-химических исследований, образцы крабовых палочек, произведенных в Китае, не соответствуют требованиям ОСТ 15-383-94 по содержанию массовой доли влаги, а также по органолептическим показателям. Образцы характеризуются невыраженным вкусом крабового мяса (отчетливо выражен усилитель вкуса рыбы, с солоноватым привкусом); консистенция жесткая, суховатая, плотная».
Исследования состава продукта показали, что фарш китайских палочек представляет собой аналог (заменитель) сурими, не включающий в свой состав мяса рыбы. Преимущественно он состоит из растительного белка, крахмала и яичного белка! Кстати, экспертиза проводилась недавно -- в сентябре 2004 г.
Безусловно, это заключение относится к одной партии продукции -- на российский рынок ее поставляют несколько компаний. Но именно в данном случае говорить о качестве крабовых палочек китайского производства, представленных на нашем рынке, нет смысла, поскольку сурими, из которых они производятся, в них, как видим, нет вообще.
Продукция российского и импортного производства.
Так же, как хлеб производится из зерна, шоколад из какао, сурими производится из рыбы. Сурими -- исходный продукт при изготовлении крабовых палочек, крабового мяса, других аналогов деликатесных морепродуктов. Это фарш белого мяса определенных пород рыб (всего существует 12 пород -- минтай, пикша, хек, хоки, красный окунь и др.).
Для производства сурими из рыбы выделяется филе, из которого удаляют жиры, излишек влаги, примеси. При этом рыбный фарш тщательно промывают (например, для производства 17 т. сурими требуются более 100 т. пресной воды). В итоге получается плотная белая масса, лишенная специфического рыбного вкуса и запаха, не утратившая своих полезных качеств. Сурими богат протеином, отличается низким содержанием холестерина и завоевал прекрасную репутацию в мире как деликатес и продукт, полезный для здоровья.
Сурими -- традиционный японский продукт, известный уже несколько веков.
Изготовить самому сурими не очень сложно.
Однако только в 1959 г. в Японии разработали технологию, позволившую сохранять высокое качество фарша сурими при его глубоком замораживании. В 1975 г. технология производства аналогов деликатесных морепродуктов вышла на мировой рынок и началось их крупномасштабное промышленное производство.
В России (СССР) первая линия по производству крабовых палочек была установлена в 1981 г., а в начале XXI века именно к России перешло европейское первенство по производству крабовых палочек и крабового мяса.
Крупнейшие заводы были построены в Санкт-Петербурге, Советске (Калининградская обл.), Москве, Мурманске, других городах. Это мощные, прекрасно оснащенные предприятия. На этих заводах используются традиционная японская технология производства.
Сурими для изготовления деликатесных морепродуктов в России не производят, это качественное сырье закупают у известных производителей в США, Канаде, Аргентине и других странах. На российских предприятиях налажен контроль за качеством и сырья, и готовой продукции, ассортимент которой постоянно расширяется.
Примерно 80% отечественного рынка занимает продукция, которую производят в России под известными брэндами, такими как VICI, «Нортон», «Морской замок», «Рок» и др. Остальную часть рынка занимает в том числе и та самая продукция из Китая, в которой отсутствует главная составляющая деликатесных морепродуктов -- сурими.
Китайский некачественный суррогат, по понятным причинам, намного дешевле качественного российского продукта. Однако, по мере продвижения к конечному покупателю, цены на китайский продукт возрастают и в рознице они отличаются мало.
Китайские крабовые палочки поступают к нам разными путями. (По мнению многих игроков рынка, при оформлении документов стоимость товара занижается, чтобы таким образом уйти от импортных пошлин и налогов. По информации на их упаковке определить изготовителя зачастую невозможно.
Вновь цитируем заключение Испытательного центра ВНИИМП: «При визуальном осмотре упаковок установлено, что маркировка, нанесенная на образцы крабовых палочек, выработанных в Китае, не отвечает требованиям ГОСТ 7630 - 96 п.3 «Маркировка» в части информации о наименовании и месте нахождения предприятия-изготовителя, а также даты изготовления продукции (число, месяц, год)».
Данные на упаковке могут быть разными. Например, встречаются надписи «Изготовлено для Дании» или, скажем, написано по-английски «Изготовлено в КНР» (потребитель уже знает, что текст должен быть только на русском языке).
Испытательный центр ВНИИМП также установил в своем заключении, что на образцах крабовых палочек, выработанных в Китае, «не полностью указаны или отсутствуют в перечне состава продукции обозначения и наименования пищевых добавок, предусмотренных рецептурой для данного вида рыбопродукции.
Отсутствует информация о наличии консервантов, хотя срок хранения продукта заявлен 18 месяцев со дня выработки. Может возникнуть вопрос -- на основании чего установлен такой длительный срок хранения? Отсутствие данной информации вводит в заблуждение потребителя в части полноты и достоверности сведений о потребительских свойствах продукции китайского происхождения».
Обратим внимание еще на один документ. В 2004 г. Государственной ветеринарной инспекцией РФ, в связи с эпизоотической обстановкой в КНР, был запрещен к ввозу ряд продуктов. К нашему случаю имеет, например, отношение документ от 29.01.2004 за номером 13 8-01/1100.
В нем говорится: «В связи с эпизоотией высокопатогенного гриппа птиц в странах Юго-Восточной Азии, вводятся временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию с территории КНР живой птицы, инкубационного яйца, мяса птицы и всех видов птицеводческой продукции, кормов и кормовых добавок для птиц, оборудования для содержания птиц и ее убоя, бывшего в употреблении. Отменяются все ранее выданные разрешения на ввоз из КНР указанной продукции».
Если учесть, что в состав крабовых палочек, выработанных в Китае, входит яичный белок, то понятно, что китайские палочки тоже должны подпадать под этот запрет.
Что предпочитает торговля?
Российский рынок постепенно освобождается от дешевой некачественной продукции, которой был наводнен после дефолта 1998г. Эта тенденция характерна и для сегмента крабовых палочек, где китайский импортный продукт заменяется на качественный отечественный.
Журнал «Империя холода» провел несколько опросов на московских рынках. Конечно, нельзя говорить о полной картине, характерной для столицы, однако некоторые типичные черты просматриваются. Так, продавцы на ряде открытых оптовых рынков, заявляют о том, что от крабовых палочек и крабового мяса, произведенного в Китае, они отказываются по простой причине: эта продукция не пользуется спросом. Например, за день работы в палатке рынка у метро Юго-Западная продается одна коробка крабовых палочек российского производства, тогда как коробка такого же объема продукции китайского производства, по словам продавца, с трудом распродавалась за полмесяца.
Понятно, что крупные сетевые магазины пекутся о своем имидже, и безымянный продукт из Китая в свои торговые залы не выкладывают. В отделе закупок крупнейшего гипермаркета Москвы «Ашан» -- надо узнать, реально ли они спрашивали! -- нам подтвердили, что доступ такой продукции в их торговую сеть закрыт. Такое же положение в «Пятерочке», «Перекрестке», «Седьмом континенте»…
Дискредитация продукта
Казалось бы, беспокоиться не о чем, и российский рынок в ближайшее время сам откажется от некачественных крабовых палочек из Китая. Но положение в последнее время несколько осложнилось, так как цена на сурими на мировом рынке поднялась примерно на 30%.
В составе крабовых палочек доля сурими колеблется от 25 до 45%. Понятно, что производители в России вынуждены будут увеличить отпускную цену на свой товар, соответственно, возрастут и розничные цены. Крабовым палочкам из Китая, в которых сурими вообще не оказалось, повышение цен не грозит.
Значит, ниша, которую они по-прежнему занимают на российском рынке, вполне может увеличиться (цена товара пока остается для покупателей одним из главных критериев). Проблемы российских производителей, которые и так страдают от недобросовестных экспортеров, от этого только возрастут.
Более того, основательно дискредитируется и сам продукт, это уже сейчас -- реальная опасность. Потребитель о всех крабовых палочках начинает говорить, что они «жесткие и невкусные» (см. заключение экспертов в начале статьи). А речь при этом идет только о суррогатной продукции из Китая.
Пока же объем рынка крабовых палочек в России постоянно увеличивается. В 2004г. этот рост составит примерно 10%, и, судя по всему, такая тенденция сохранится: в России все же успели оценить вкусный и очень полезный белковый продукт. Рыба, которая служит основой для крабовых палочек, усваивается лучше, чем свинина или говядина. Белки рыбы содержат 20 аминокислот, из них 8 незаменимы для человеческого организма.
Наглядным примером может служить Япония, где такая распространенная болезнь, как гипертония, практически отсутствует. Причиной подобного феномена считается рацион японцев, основу которого составляют морепродукты, в том числе и сурими. Еще один аргумент в пользу качественных крабовых палочек -- это полностью готовый к употреблению продукт, единственный в своем роде.
В заключение обратимся к уже процитированной экспертизе испытательного центра Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности: «Крабовые палочки российского производства обладают более высокими показателями качества и потребительскими свойствами по сравнению с аналогичной продукцией китайского производства».
Это, конечно, тоже относится к конкретной сравнительной партии продукта, но вывод напрашивается один: вред от бесконтрольного ввоза на Российский рынок некачественной импортной продукции очевиден.
В выигрыше при этом остаются только компании-посредники, действующие по серым схемам поставки товара. В проигрыше -- конечный потребитель и российские производители.
В этой ситуации торгующие предприятия должны встать на сторону отечественного производителя, предоставив ему возможность заполнить рынок российским, а значит качественным продуктом.