MediaЗавод.ру выяснил, что далеко не все сливочное масло на прилавках Челябинска — сливочное.
Экспертная комиссия:
ресторан «Уральские пельмени»: Марина Попова, заведующая производством, Игорь Пропастин и Елена Шнайдер, су-шефы
Евгения Карпач, технолог общественного питания
Елена Королева, студентка пятого курса РГТЭУ
Выбор сливочного масла на магазинных полках Челябинска очень широк. Для рейтинга мы взяли 10 достаточно популярных марок. Между тем, как утверждают специалисты, значительную долю этого ассортимента занимает фальсификат, подделка, на самом деле маслом не являющаяся. Как отличить зерна от плевел?
Жирных капель быть не должно
Для дегустации мы выбрали масло примерно одного вида — «Крестьянское», сладкосливочное, несоленое, с долей жира 72,5 процентов.
Лидерство «Первого вкуса» никого не удивило — марка слишком известная, чтобы ударить в грязь лицом. Цвет у образца оказался самым светлым из всех представленных в рейтинге — от бледно-желтого до белого, цвет сливок или творога, что ГОСТом допускается. Запах и вкус — топлено-сладко-сливочный, поверхность сухая и блестящий, как положено. Даже при таянии не выступает никакой подозрительной влаги — масло просто мягко «оседает».
Рядом на пьедестале — масло «Из Чебаркуля», у которого примерно те же характеристики.
У тюменского масла «Золотые луга», в южноуральской столице еще не очень известного, оказался мягкий вкус, с оттенком топленого молока. По многим параметрам схож с ним следующий образец — московское «Простоквашино», однако в нем помимо пастеризованных сливок чувствуется и привкус сухого молока.
«Крестьянское» на любой вкус
Далее поговорим об образцах, в которых дегустаторы отмечают присутствие добавок. Масло «Дабров Ярослав» с виду всем правилам соответствует, но салистое послевкусие портит всю картину. Популярное масло «Сулимовское» разочаровало:
— В образце есть вкус маргарина, — говорят эксперты из «Уральских пельменей». — Как, например, в «Люксе» ощущается привкус кислой сметаны.
К сожалению, были в рейтинге образцы, которые эксперты вообще отказались назвать маслом. Это, к примеру, продукт «Пять звезд», дизайн упаковки которого практически срисован с «Сулимовского». Изготовитель не указан. Тем не менее есть расфасовщик — ИП Косов, юридический адрес и адрес сайта. Сайт не работает, а два телефона — молчат. На той стороне обертки, которая «лицом» к покупателю, кроме названия «Пять звезд» и вида — «Крестьянское», почему указан адрес: ул. Сулимова, 65, и выделен цветом. По этому адресу находится ТД ООО «Сулимовское». Там сообщили, что «Пять звезд» производит один из их конкурентов, и с подобными проделками они сталкиваются постоянно.
Все это наводит на определенные выводы, сделать которые предлагаем читателям самим. Цвет продукта «Пять звезд» — ярко-желтый, консистенция — неоднородная, что маслу несвойственно. Более того — внутри вкрапления непонятного происхождения. Поверхность влажная, что недопустимо, а при надавливании кончиком ножа или ложкой выступают капельки влаги — предположительно, растительного масла или еще какого-либо «разбавителя».
— Запах непонятный, несвойственный, как и вкус, на губах остается ощущение застывшего сала, — говорит Елена Королева.
— Явное присутствие пищевого красителя и маргарина, — согласна Марина Попова. — Так же, как в «Можгасыре», например, присутствует растительное масло.
Дырки — как в сыре
В образце от «Можгасыра» на разрезе обнаружились еще и странные пустоты — возможно, из-за нарушений в работе оборудования, взбивающего сливки, а этого быть не должно, считает Елена Королева. Продукт «Башкирское» вызвал негодование специалистов: выступающие из продукта капли при разрезании и надавливании, поверхность при таянии покрылась влагой. При этом запах и вкус — явно не масляный, с горечью.
— На «масляном» рынке Челябинска сейчас полно фальсификата, — рассказала главный специалист отдела по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза области Тамара Носова. — Появилось много новых ЧП, которые закупают сырье монолитными блоками и фасуют его в обычные пачки по 180—200 граммов. Нередко разбавляя закупленное масло, чтобы получить больше товара. И оказывается, что продукт, на обертке которого значится ГОСТ, 72,5 процентов жира, на самом деле напичкан растительными жирами и чем-то еще.
Замечания вне рейтинга:
Несколько продуктов разочаровали экспертов упаковкой: у «Сулимовского», «Башкирского» и «Пять звезд» указан только упаковщик, а узнавать изготовителя отсылают в «паспорт качества», который покупатель вряд ли сможет получить от реализаторов, да и, скорее всего, не станет тратить на это время.
Нечитабельная дата изготовления: выбитый компрессором набор проколов на бумаге можно прочесть, наверное, только поиграв в детскую игру «соедини точки и увидишь, что здесь нарисовано». Интересно, разрешит ли баловаться карандашом охрана супермаркета? Еще сложность в прочтении этой даты у «Из Чебаркуля»: оттиск можно понять, только отвернув обертку и разобравшись в «зеркальном» отображении. Вряд ли такие действия бдительных покупателей поспособствуют достойному хранению продукта в магазине.
Справка:
«Сливочное масло в потребительской таре должно храниться при температуре не выше -3 градусов по Цельсию и относительной влажности воздуха не более 80 процентов (в зависимости от вида потребительской тары срок реализации установлен от 8 до 90 суток). Допускается хранение сливочного масла в потребительской таре при температуре не выше 6 градусов по Цельсию не более трех суток». (из п.2.2. ГОСТ 37-91)
«Крестьянское» — масло с массовой долей влаги не более 25,0 процентов, выработанное из пастеризованных сливок — сладкосливочное, без или с добавлением поваренной соли — несоленое (массовая доля жира не менее 72,5 процентов) или соленое (массовая доля жира не менее 71,5 процентов), или из пастеризованных сливок с применением чистых культур молочнокислых бактерий — кислосливочное несоленое (массовая доля жира не менее 72,5 процентов)». (из п.1.1. и п.2.3.1. ГОСТ 37-91)
«Вкус и запах чистый, без посторонних привкусов и запахов, характерный для сливочного масла, с привкусом пастеризованных сливок или без него — для сладкосливочного масла, с кисломолочным вкусом и запахом — для кислосливочного масла, с умеренно соленым вкусом — для соленого масла. Консистенция однородная, пластичная, плотная. Поверхность масла на разрезе слабоблестящая и сухая на вид или с наличием одиночных мельчайших капелек влаги. (из п.2.3.3. ГОСТ 37-91)
Места в рейтинге:
1 место
«Первый вкус», 200 граммов, Челябинск — 37,79 рублей (фольга)
«Из Чебаркуля», 200 граммов, Чебаркуль, 37,39 рублей (фольга)
2 место
«Золотые луга», 180 граммов, Тюменская область — 35,88 рублей (фольга)
3 место
«Простоквашино», 180 граммов, Москва (изготовлено в Перми) — 39,88 рублей (фольга)
4 место:
«Сулимовское», 200 граммов, Челябинск — 32,90 рублей (пергамент)
5 место:
«Дабров Ярослав», 200 граммов, Челябинск — рублей (фольга)
«Люкс», 200граммов, Челябинск — 43,99 рублей (фольга)
6 место:
«Можгасыр», 200 граммов, Удмуртия — 37,75 рублей (фольга)
7 место:
«Пять звезд», 180 граммов, Челябинск — 24,29 рублей (пергамент)
«Башкирское», 180 граммов, Челябинск — 27,90 рублей (фольга)
Образцы закуплены в торговом центре «Молния» и гипермаркет «Наш».
Внимание!
Во избежание недопонимания редакция подчеркивает, что цель рубрики «Рейтинги» — не нанести ущерб, не опорочить кого-то из игроков рынка, а способствовать улучшению контроля за качеством и дать больше информации о товарах для потребителя. Вердикт «Рейтингов» не является окончательным и неоспоримым. Оценивается не продукция в целом, а экземпляр, приобретенный в процессе контрольной закупки, что естественно. Рейтинг также показывает, насколько серьезно производитель занимается контролем продажи своей продукции в надлежащем виде и состоянии.
Мы не исключаем, что закупленный в местах розничной продажи образец может оказаться не совсем соответствующим первоначальному качеству продукта. Однако такой же товар приобретают обычные покупатели — поэтому забота о том, чтобы продукция поступала к потребителю в хорошем качестве, лежит на плечах производителя, как забота о своей репутации.
27184