01.03.2012
Американская сеть ресторанов быстрого питания Taco Bell расширяет свое меню и рекламирует тако с тихоокеанской креветкой. Полдюжины креветок стоит всего 2,79 доллара. «Любителям креветок уже не нужно доставать приглашения на знатные банкеты, чтобы насладиться первоклассными, изысканно приправленными креветками», - гласил прошлогодний пресс-релиз Taco Bell.
Маркетинговые кампании Taco Bell вместе с периодическими продвижениями «Бесконечной креветки» от Red Lobster постепенно превратили креветок в общественном сознании из деликатеса в ежедневный дешевый фаст-фуд. Что же произошло?
Ответ заключается в появлении промышленных креветочных ферм за последнее поколение. Двадцать лет назад, 80 процентов креветок, потребляемых в США, поставлялось с диких промыслов Северной Америки, и только 20 процентов импортировалось. Сегодня цифры практически поменялись местами: США импортирует 90 процентов креветок, в основном из Азии. Между 1995 и 2008 годов цены на выловленную в Мексиканском заливе дикую креветку подскочили на 30 процентов из-за инфляции.
Оказывается, и это неудивительно, что тарелки, нагруженные дешевыми креветками, в действительности плавают в море экологических и социальных проблем. Канадский журналист Тарас Греско в своей книге «Обращение к конечному потребителю: Как есть этически в мире исчезающих морепродуктов» обратил внимание на азиатские креветочные промыслы. Его заключение таково: «Простой факт, если вы едите дешевые креветки сегодня, они с большой долей вероятности происходят из мутных тропических прудов, переполненных пестицидами, антибиотиками и вирусами в одной из беднейших стран мира».
Греско наглядно демонстрирует, что эти фермы порождают бедность в тех странах, где их возводят. Они приватизируют и вырезают мангровые заросли, которые давали приют рыболовным общинам, и оставляют мертвые и зловонные зоны на своем пути.
Свежее исследование из Университета Орегона, возглавляемое ученым Буном Кауфманном, показывает, что такая вырубка мангровых лесов разрушительна и не только для людей, которые жили там поколениями. Мангровые леса являются естественными резервуарами биологического разнообразия, и к тому же во время вырубки под фермы их сжигают, что ведет к высокому выходу углекислого газа, который, как известно, связан с глобальным потеплением.
Кауфманн оценивает, что 50-60 процентов креветочных ферм занимают площади, очищенные от мангровых лесов. Креветки, выращиваемые на этих фермах, несут на себе экологическую ношу углекислого газа в десять раз больше, чем самый известный разрушитель климата в пищевой индустрии – крупный рогатый скот, выращиваемый на очищенных от деревьев джунглях Амазонки.
Кауфманн называет способ, которым выращиваются креветки на фермах Азии,
«эквивалентом пеньковой агрокультуры», по аналогии с ранним сельским хозяйством, которое вырубало лес, сжигало его и могло там выращивать урожай несколько лет, а после этого искало новые леса. Владельцы
креветочных ферм могут оставаться на одном месте не больше пяти лет, потому что ил и кислотная сульфатная почва постепенно накапливается в прудах и делает их непригодными для взращивания
креветок.
Дешевые креветки, также как и дешевая нефть, - похоже, всего лишь опасное заблуждение.
Ярослав Плутенко по материалам Motherjones
34561