В России искусственно раздувается продовольственная истерия.
«Во Владивостоке жители города уже штурмуют продуктовые базы, скупая мешками сахар, муку, рис и гречку. В число продуктов, на которые наблюдается ажиотажный спрос, попали консервы, в основном рыбные, и тушенка. Все это привело к тому, что цены на ряд продуктов питания в регионе выросли в два раза», - вот такую апокалипсическую картину нарисовал своим читателям российский Интернет-портал www.wek.ru.
Что же происходит на самом деле? Засуха в некоторых регионах страны и августовские пожары стали прекрасным поводом для резкого повышения цен на целую группу товаров. О дефиците и дальнейшем подорожании кричат все, и в этом шуме практически не слышно голоса специалистов, утверждающих, что в России нет никаких поводов для повышения цен. «Рынок складывается при расчете баланса производства и потребления. Высокий уровень рыночных ресурсов привел к тому, что к началу 2010-2011 сельхозгода мы пришли с большими остатками, порядка 17 млн. тонн. В сумме с ожидаемым урожаем это 100 млн. То есть рыночные ресурсы достаточны даже при условии сниженных валовых сборов. То, что урожай в этом году будет хуже, отчасти даже сыграет на руку рынку. Он будет более сбалансирован, так как будут сняты излишки. Хорошие остатки зерна на начало года позволят полностью обеспечить свои потребности и сохранить экспортный потенциал», - считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
Мы все с вами в очередной раз наблюдаем спекуляцию в масштабах всей страны. «Это спекуляция на нашей безалаберности, - считает президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. - Зерна в стране вполне хватает, всего-то нам нужно 20-22 млн. тонн, для того чтобы накормить страну хлебом, мукомольных мощностей тоже хватает. Но нет учёта и контроля, и в этом вся беда. Если зерновые трейдеры играют в свои игры беспрепятственно, то почему мукомолы не могут в это поиграть, они тоже начинают взвинчивать цены, и некоторые неразумные пекари следуют их примеру. Это опасные игры, которые могут привести к очень серьезным последствиям. Как выйти из этой ситуации сейчас? Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должна провести несколько показательных процессов, оштрафовать, как следует, несколько мукомолов, а заодно и неразумных пекарей».
Но активных действий ФАС на рынке практически не видно, чем и пользуются его участники. Ситуацию усугубляет низкий уровень конкуренции и высокая степень монополизма. Специалисты полагают, что ситуацию могло бы улучшить создание зерновой биржи. «Создание зерновой биржи — институт правильный. Другое дело, как оно у нас будет организовано. В прошлом году, ещё до засухи и пожаров, была создана Объединенная зерновая компания, этакий «зерновой Газпром». На газовой бирже у нас уже играют только «Газпром» и несколько нефтегазовых компаний. Поэтому в корне неправильно, если при создании зерновой биржи ключевую роль будет играть госрезерв. Какой смысл тогда вообще её создавать?» - говорит независимый экономист Николай Вардуль.
Коль скоро мы упомянули газонефтяную сферу, то заметим, что без всяких пожаров цены на бензин в России продолжают расти. По данным Приморскстата, в августе увеличение цен на бензин марки А-76 (АИ-80) зарегистрировано в 19 из 32 наблюдаемых городов и районов края, на бензин марки АИ-92 в 23, на бензин марки АИ-95 - в 25.
А ведь в это самое время цена на нефть на мировых рынках продолжает стремительно снижаться. В результате, например, газеты Кипра на днях сообщили, что «20 августа некоторые нефтяные компании, осуществляющие розничную продажу нефтепродуктов на Кипре, снизили цены на топливо. Hellenic Petroleum, Exxon Mobile, Petrolina и Lukoil приняли решение о снижении цен на 95-й и 98-й бензин, а также на дизельное топливо на 1-2,5 цента за литр».
Снижение цен на бензин происходит в Европе и США, цены растут только в России – ведущем мировом поставщике нефти. Все потому, что у нас в стране нет свободного рынка. И уровень цен на нем определяется не засухой, не стоимостью нефти или пшеницы на мировых биржах, а узким кругом особо привилегированных лиц.
24452