Близится отпускной сезон, а вместе с ним, вероятно, и число инцидентов, произошедших по вине пьяных авиапассажиров. С проблемой выпивки на борту борются и властные структуры, и авиакомпании, но количество регистрируемых происшествий год от года лишь возрастает. При этом расхожее мнение, что только русские туристы устраивают в самолетах пьяные дебоши, рассеивается, стоит лишь открыть новостные ленты западных агентств.
В начале мая в Великобритании был осужден мужчина, по вине которого в октябре прошлого года самолет, следовавший по маршруту Гервик-Малага, пришлось вернуть в аэропорт вылета, поскольку экипаж опасался за безопасность полета. И основания к тому были: напившись еще до объявления посадки пива с водкой, пассажир, невзирая на присутствие жены, для начала решил оказать знаки внимания симпатичной белокурой стюардессе, а затем, осознав, что флирт не удался, пообещал убить пытавшегося урезонить его пассажира, после чего отправился к аварийному выходу с целью срочно покинуть уже взлетевший лайнер. Суд приговорил агрессивного путешественника к штрафу в 4653 фунта стерлингов, 12 месяцам тюремного заключения и 200 часам общественных работ. А главное, в течение пяти лет любителю выпивки запрещено даже появляться на территории любого аэропорта Соединенного Королевства и ни одна авиакомпания не возьмет его на борт.
Отечественные власти пока не прибегают к столь суровым мерам, а штрафы, грозящие воздушным выпивохам, невелики. Правда, пару недель назад Комитет Федерации по промышленной политике поддержал внесенные в Госдуму правительством поправки в Административный кодекс РФ, согласно которым финансовое наказание за распитие на борту спиртных напитков будет увеличено в 10 раз, с нынешних 500 рублей до 5 тысяч. С аналогичной суммой придется расстаться и за неподчинение требованиям командира экипажа. Впрочем, проблему неадекватного поведения пассажиров это вряд ли решит. Пьяному море по колено и вряд ли грозящий штраф, сравнимый со стоимостью пары бутылок хорошего алкоголя, заставит включиться мозг пошедшего в разнос человека.
Согласно опросу, проведенному компанией Superjob, 12% пассажиров попросту не мыслят себе перелет без выпивки, еще 34% позволяют себе «пропустить рюмочку-другую». Причем больше половины из них основной причиной употребления алкоголя называют страх перед полетом, напрочь забывая, что именно неадекватное поведение в состоянии опьянения напрямую влияет на безопасность авиапутешествия. Напившийся человек иногда начинает воспринимать самолет как аттракцион, считая веселым, к примеру, объединившись с «соратниками», раскачивать лайнер, вызывая ужас трезвых пассажиров. Именно борьбой со скукой пятая часть выпивох объясняет свое желание употреблять алкоголь до и во время полета. Но, к сожалению, иногда нескучно становится не только тому, кто слегка перебрал, а и окружающим, которые и без того умеют найти иной способ себя развлечь, читая книги, смотря фильмы или просто беседуя с соседом.
По сути, проблема выпивки на борту самолета сводится к вопросу возможного неадекватного поведения пассажира. До тех пор, пока выпивший человек, пусть и в несколько эйфоричном состоянии, мирно общается с окружающими или просто спит в своем кресле, никаких вопросов к нему не возникает. Торговля алкоголем выгодна авиакомпаниям в той же мере, что и магазинам или ресторанам. Так, по словам директора по сервису авиакомпании «Скай Экспресс» Елены Семеновой, пассажир, употребляющий алкоголь на борту - это дополнительный доход в 2% в год от выручки. Продажа спиртного на борту выстроена таким образом, что у пассажира нет возможности напиться. И грамотными действиями экипажа является предложить закуску и сопутствующие товары, поскольку раздобревший клиент приобретает, помимо выпивки, еще и кучу сувениров.
Запрещать алкоголь на борту полностью, как в начале года предложил МВД России, нет никакого смысла, поскольку пассажиры, не желающие лететь трезвыми, нередко попадают в самолет уже будучи в состоянии изрядного подпития. И если эти люди будут знать, что выпивке в полете экипаж будет всячески препятствовать, они просто будут употреблять до посадки в самолет еще больше, чем обычно. Подобно тому, как никотинозависимые пассажиры курят одну сигарету за другой, чтобы меньше страдать в полете. Наверное, это понимают и власти других стран, поскольку еще ни одно государство мира не ввело «сухой закон» на борту лайнеров своих авиакомпаний. Однако всех настораживает тот факт, что количество инцидентов с нетрезвыми согражданами в воздухе имеет тенденцию к увеличению. К счастью, серьезных происшествий, вызванных пьянством на борту, до сих пор не происходило и остается надеяться, что не произойдет и в будущем.
24553