Законодательное разделение молока на «живое» и сухое может привести к тому, что в России не останется молочного скота, а страна еще больше будет зависеть от импорта продовольствия. Однако под предлогом защиты потребителя от вводящих в заблуждение этикеток депутаты приняли «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», отделяющий молоко от молочного напитка.
По новому техрегламенту, не разрешается использовать понятие «молоко» на продуктах, изготовленных с применением цельного сухого или сухого обезжиренного молока. Документ устанавливает обязательные требования к молоку, молочной продукции и продуктам переработки, их производству и обороту.
Депутаты приводили различные аргументы в защиту техрегламента. К примеру, Олег Валенчук рассказал о перекупщиках, которые скупают в регионах «живое» молоко, изготавливают из него порошок и продают молокозаводам в крупных городах. «И уже из порошка делают «молочный напиток», который мы пьем как молоко», приводит слова депутата «Интерфакс». ИА Regnum цитирует депутата Татьяну Яковлеву, которая приводит факты, как для облегчения производственного процесса и ради увеличения срока годности продукта в «порошковый коктейль» добавляются растительные жиры и консерванты. Чтобы защититься от «молочной бурды», в законопроекте и даются четкие определения, что есть «молоко», а что «молочный напиток», говорит Яковлева.
По замыслу разработчиков, техрегламент защитит потребителей молока от вводящих в заблуждение этикеток и обеспечит их достоверной информацией о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции.
Принятие техрегламента – это манипуляции общественным мнением под предлогом защиты прав потребителей, считает Олег Гераймович, зав. отделом методов контроля производства ВНИИ молочной промышленности. Ведь производители вынуждены использовать сухое молоко не от хорошей жизни, а в силу того, что в молочной отрасли России, как, наверное, нигде в мире, важную роль играет фактор сезонности, то есть отношение максимума произведенного молока к минимуму. В России максимальный показатель превышает минимальный в два раза, то есть коэффициент достигает 100 процентов.
О сути вопроса в одном из недавних интервью рассказал Давид Якобашвили, председатель совета директоров компании «Вимм-билль-данн»: «Летом молока сколько хочешь, а зимой есть проблема. И приходится летом покупать у сельхозников это молоко во всем объеме. Потому что если у него не купишь, он скормит молоко свиньям, ему придется зарезать свою корову в конечном итоге. Значит, у него надо купить». По словам Якобашвили, он, как производитель, не может из всего этого молока произвести много йогуртов – они долго не хранятся. Следовательно, молоко он вынужден высушить, чтобы позже в случае нехватки сырого молока в зимнее время года использовать сухое молоко.
Сегодня практически все молоко в зимнее время делается из порошка, произведенного где-нибудь в Новой Зеландии. А другого – обычного нормального молока – на заводах почти и не бывает. И так происходит во всем мире, сказал в интервью профессор Валерий Матиссон, завкафедрой Московского Государственного университета пищевых производств.
Таким образом, когда «молочный» техрегламент вступит в силу, производитель будет вынужден писать на этикетке, что этот продукт произведен из сухого молока, а поэтому является не молоком, а молочным напитком.
По мнению Олега Гераймовича, покупатели, прочитав о наличии в продукте сухого молока, предпочтут покупать собственно молоко, спрос на сухое молоко – цельное и обезжиренное – упадет. Как следствие, производители молочных продуктов перестанут в летний период закупать у фермеров сырое молоко, что неизбежно приведет к сокращению поголовья молочного скота.
В первую очередь пострадают северные регионы России (а это 25 процентов территории страны) – в этих регионах производители работают исключительно на восстановленном молоке. Кроме того, новый техрегламент убьет заводы, производящее сухое молоко, так как они сушат молоко только летом, когда сырья в избытке. По словам г-на Гераймовича, ему звонили представители заводов по производству сухого молока – они очень обеспокоены тем, каким образом на них отразится принятие техрегламента.
Убойная выгода
Кому же выгоден такой техрегламент? «Давайте посчитаем цену вопроса», – предлагает Гераймович. Ежегодно в России в сумме производится 170 тысяч тонн сухого (цельного и обезжиренного) молока (на конец 2007 года) с поправкой на то, что его производство каждый год на три-четыре процента падает. Еще 75 тысяч тонн сухого молока в год Россия импортирует. «На конец прошлого год килограмм сухого молока стоил пять долларов с небольшим, с учетом нынешнего роста цен это будет уже около шести долларов. «Итого, – резюмирует Гераймович, – мы получаем 400 млн долларов, вот цена вопроса». А принимая в расчет, что по мере сокращения поголовья молочного скота мы также вынуждены будем увеличивать импорт, цена вопроса может вырасти до 600 млн долларов и больше: «Россию превращают в аграрный рынок, куда можно сбрасывать любой продукт».
При этом г-н Гераймович не против техрегламента, однако он считает, что его нужно принимать в одном пакете с государственной программой, предполагающей финансирование для восстановления отечественного молочного животноводства: «За последние 18 лет 85 процентов производителей товарного молока имеют дело с разрушенной инфраструктурой – отсутствуют дороги, спецтехника, молоко невозможно вывезти». Для восстановления инфраструктуры требуются деньги. По мнению Олега Гераймовича, это очень серьезная государственная проблема, а депутаты вместо ее рассмотрения ограничились разговором о неточных надписях на этикетках. Тем более что в России давным-давно действует Закон «О защите прав потребителей», который и без того обязывает производителей информировать покупателя о сырьевом происхождении продукта.
25750