Возобновились поставки южнороссийского зерна на мировые торговые площадки.
После снятия ограничений на вывоз зерновых за границу южнороссийские аграрии получили возможность экспортировать 10-13 миллионов тонн пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. На Южный федеральный округ приходится до 70 процентов общероссийского экспорта зерновых.
С 1 июля Россельхознадзор возобновил выдачу фитосанитарных документов на экспортируемое зерно российского происхождения. Это означает начало активной отгрузки южнороссийской пшеницы за рубеж.
Аграрии давно ждали этого события. Хотя и с противоречивыми чувствами. С одной стороны, после введения моратория цены на продовольственную пшеницу четвертого класса упали с 7 до 4,5-4,7 тысячи рублей за тонну. С другой - ее закупки прекратились, так как избыток зерна и отсутствие спроса сделали рынок неподвижным. Продавать себе в убыток зерновики не спешили, ожидая изменения конъюнктуры и отмены запрета.
Но даже в это время они искали различные лазейки для обхода эмбарго. Некоторые должностные лица Краснодарской, Ростовской и Таганрогской таможен нарушали возложенные на них, как на участников ВЭД, полномочия по исполнению установленного правительством России временного запрета на вывоз пшеницы. С таким заявлением выступила Южная транспортная прокуратура, которая провела соответствующую проверку. По данным проверки, трейдеры сумели обойти запреты, отправив за рубеж 160 тысяч тонн пшеницы под видом дерти - измельченного зерна без дальнейшей обработки и очистки. При этом ряд экспортных контрактов на поставку пшеницы был заключен уже в период действия запрета. В них прямо указывалось на дальнейшее продовольственное использование зерна, вывозимого в качестве корма.
И все же значительная часть прошлогоднего урожая ЮФО (не менее семи миллионов тонн) находится на элеваторах южного региона. Всего, по данным Минсельхоза России, переходящие запасы пшеницы в стране составляют 28,3 миллиона тонн.
Отмена запрета на зерновой экспорт создает на рынке новую ситуацию. Во-первых, в южном регионе удастся разгрузить мощности хранения и не затовариваться зерном нового урожая. Во-вторых, в ЮФО начали активно работать зерновые экспортеры, демонстрируя твердые намерения закупать продукцию у селян.
До конца года через порты ЮФО может быть отгружено за рубеж не менее 6-9 миллионов тонн зерновых- Поскольку цены международные сегодня значительно выше внутрироссийских, можно ожидать некоторого роста стоимости зерна, что, безусловно, выгодно отечественным зернопроизводителям, - считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Аналитики утверждают, что открытие шлагбаума может позволить России отправить за рубеж как минимум 20 миллионов тонн зерновых, из которых до 13 миллионов тонн придутся на ЮФО. Ведь южный регион наиболее близок к основным отечественным портовым зернотерминалам - Новороссийску, Туапсе, Тамани, Темрюку, Кавказу, Ейску. Перевозить поволжское и тем более сибирское зерно через азово-черноморские порты экономически нецелесообразно.
Портовики уже давно вели подготовку к возобновлению отгрузки зерновых. К примеру, главные зерновые ворота страны - Новороссийский зерновой терминал весь прошедший год вынужден был задействовать лишь часть своих мощностей.
Предыдущие пять лет все ведущие отечественные и иностранные трейдеры, работающие на юге России, участвовали и побеждали в тендерах на поставку продовольственной пшеницы в страны Северной Африки и Ближнего Востока. К примеру, одна только египетская госкорпорация GASC закупала не менее 30-40 процентов объема зернового экспорта ЮФО. Уступая по качеству зерна, отечественные поставщики могли конкурировать с западными производителями по цене.
Специалисты уверены, что зернотрейдеры юга России восстановят утраченные позиции. До конца года через порты ЮФО может быть отгружено за рубеж не менее 6-9 миллионов тонн зерновых, а общий экспортный потенциал 2011 года, по мнению экспертов, будет не ниже 15-16 миллионов тонн.
26453