В 1994 году цивилизованный мир был шокирован. В Новой Гвинее папуасы племени асмат убили и съели антрополога Майка Рокфеллера и двух миссионеров-протестантов Филиппа Мастерса и Стэнли Дэйла. Как ни странно, никаких последствий для асматов это не повлекло. Они восприняли свой поступок как естественное следствие действий миссионеров, которые зашли на территорию, куда их, в общем-то, и не приглашали.
В первобытных обществах всегда считалось обыденным делом полакомиться воином из враждебного племени. Наши далекие предки думали, что вместе с сердцем убитого в человека приходит и его храбрость, а вместе с мозгом – его ум. Подобные обычаи до сих пор распространены на некоторых островах Юго-Восточной Азии, в Южной Америке и Центральной Африке, там, где охотники за головами еще не подвержены влиянию цивилизованного мира. Казалось бы, каннибализм – это явление, распространенное среди исключительно диких племен, но оказывается, что никто не застрахован от того, что сам он станет людоедом или его жертвой. Одним из самых сильных стимулов, толкающих к людоедству, становится, конечно, голод.
Человечина – разменная монета жизни
Подобных примеров много. С давних времен известны истории, когда оказавшиеся на грани голодной смерти люди были вынуждены перейти моральную границу, отделяющую нормального человека от людоеда. Например, в 450 году в Италии из-за неурожая разразился такой голод, что родители ели собственных детей. С 695 по 700 годы в Ирландии по той же причине люди потеряли человеческий облик и поедали себе подобных. С 936 года в Шотландии в течение четырех лет царил жуткий голод. Он заставлял питаться не только крысами и червями, но и мясом мужчин, женщин, детей. О страшном море в Каире в 1201 году написал врач Абд аль-Латиф. В мемуарах он вспоминает: все улицы были завалены трупами и умирающими людьми, дошедшими до последней стадии изнеможения. Пригороды опустели. Несчастные питались падалью, трупами, собаками, экскрементами. Родители поедали своих детей. Не было ничего необычного в том, что на улицах продавались тела детей жареных и вареных. Правитель Каира приказал сжигать живьем таких продавцов и покупателей, но приказ не исполнялся, поскольку стражам порядка тоже нечего было есть.
Все эти страсти можно было бы отнести к ужасам диких Средних веков и забыть о них, но, к сожалению, история имеет особенность повторяться вновь. В 1825 году голод наступил во Франции. Некая дама, работавшая служанкой, дождалась ухода хозяина из дома, убила, а затем сварила и съела его ребенка. Признаков психического расстройства у нее не наблюдалось, поэтому судьям было чрезвычайно трудно вынести решение: слишком ненормальным с точки зрения общепринятых норм выглядело ее поведение. После долгих споров решили, что женщина виновна. Суд приговорил ее к каторге. Не обошли подобные бедствия и пределы России. В 1933 году, в разгар коллективизации, когда в стране начался голод, в деревнях Украины, Черноземья и Поволжья доведенные до отчаяния люди сходили с ума. Тотальное изъятие хлеба не оставляло им выхода. Только на Украине за людоедство было осуждено 500 человек.
Семейка каннибалов промышляла грабежом
Но если каннибализм по причине голода в какой-то мере можно понять, то чем объясняется патологическое стремление некоторых людей съедать себе подобных, психологи понять не могут. В XVII веке была известна история некого Соуни Бийна. Этот шотландец рано понял, что жить честно сложно и решил зарабатывать на жизнь грабежами и убийствами. Подругу жизни он подобрал себе под стать и начал свои грязные дела. Встречных прохожих они убивали и, ограбив их, отправляли трупы прямиком к себе на стол. Поскольку выходили на промысел они едва ли не каждый день, нужды в еде у них не возникало. За долгие годы жизни у них появились многочисленные дети, которые, как и их родители, стали промышлять разбоем и людоедством. Лишь однажды случился прокол: их жертва на коне ускакала. После этого семейка каннибалов была обречена. Слухи о таинственных исчезновениях на дорогах уже не один год беспокоили власти, поэтому они отправили отряд солдат на выяснение причин этих слухов. Солдаты прочесали местность там, где произошло последнее нападение, и вышли на следы убийц, которые привели их к пещере, где скрывались людоеды. Когда зашли туда, многим стало плохо. Везде валялись куски человеческих тел, с потолка свисали крюки с руками и ногами убитых жертв. По углам валялись кучи грязного тряпья и драгоценностей, награбленных за долгие годы. В одном из коридоров лежала огромная груда костей, накопившаяся за четверть века. Схваченные людоеды были казнены. Мужчин четвертовали, женщин заживо сожгли на костре.
Знаменитые маньяки не чурались человечины
К патологическим людоедам относится большинство маньяков-убийц. Даже знаменитый Джек-потрошитель был каннибалом. Все его жертвы – проститутки. Неуловимый убийца совершал преступления с немыслимой жестокостью, потроша тела убитых женщин и поедая внутренние органы. Обо всем содеянном Джек-потрошитель, как известно, написал в письме в лондонскую газету «Таймс». Знаменитый убийца-людоед так и не был пойман. Его «подвиги» впоследствии повторяли многие известные маньяки. Например, канзасский потрошитель Боб Бедела любил, заманив жертвы в подвал, отрезать им половые органы и, пережёвывая их, расспрашивать жертву о том, как ей больно. На счету этого маньяка 11 женских и 7 мужских смертей.
Не отстают от зарубежных коллег и отечественные каннибалы. Убийца-маньяк №1 в России Александр Чикатило, убивший минимум 53 человека, так же любил побаловаться человечиной. Убивая женщин, он вырезал и съедал их половые органы, получая при этом сексуальное удовлетворение. Подобным образом развлекался и другой российский маньяк Головкин, любивший расчленять трупы детей, а затем поджаривать и есть самые лакомые кусочки тела. В 1997 году людоед Александр Маслич, приговоренный к смертной казни, убил в Барнаульском СИЗО сокамерника (так же осужденного к «вышке» за убийство) и пытался его съесть. Так что даже тюремные стены не гарантируют полной безопасности от каннибалов. Исследования психологов показывают, что стремление к людоедству передается через гены и в определенное время у некоторых людей возникает непреодолимое стремление попробовать человечины.
Бифштекс из партизана и жаркое из королевы красоты
Не следует думать, что людоедство распространено лишь среди кучки отверженных. Каннибалами были люди с очень высоким положением, и даже монархи. Так в XIV веке граф Дирих при осаде города Нюрнберга врагами съел двух слуг. Не отставал от него и бирманский король Моунг (XVIII век). Кровавый тиран предпочитал утолять голод детородными мужскими органами. А президент Либерии Самуэль Доу, правивший до 1990 года, выпил кровь и съел мозги свергнутого им предыдущего главы государства. Сделал это он в целях собственной безопасности: в его племени считалось, что иначе дух убитого будет мстить убийце.
Но всех превзошел император Центральноафриканской империи Жан-Бедель Бокасса. Еще служа во французской армии в Индокитае, он был застигнут в момент поедания бифштекса из плененного вьетнамского партизана. Разразился скандал, Бокассу отправили на родину, где вскоре он сверг своего дядю с поста президента. Став главой государства, Бокасса еще сильнее развил свою тягу к человеческому мясу. Первые его жертвы – политические противники. Вслед за ними на стол к новоиспеченному президенту пожаловали проштрафившиеся министры. Боясь опалы, министры стали подражать правителю-каннибалу, и вскоре на их столах также появились блюда из человечины. Мания величия и стремление к новым титулам привели Бокассу к тому, что он провозгласил себя императором Центральноафриканской империи. И венценосный титул, казалось, усилил тягу к людоедству. Вскоре на улицах столицы стали пропадать люди: их тела съедали на светских приемах, а кости выбрасывали собакам. Император съел даже победительницу первого в Центральной Африке конкурса красоты. Чашу терпения цивилизованного мира переполнило убийство Бокассой дочери одного французского офицера в сентябре 1979 года. Спустя сутки прилетевший из Чада отряд французского спецназа сверг людоеда и предал его суду. Бокасса умер через 17 лет в тюрьме от инфаркта, под конец жизни став вегетарианцем.
Каннибализм – явление историческое и переходящее из эпохи в эпоху. Самое страшное, что людоеды, нашедшие себе убежище в психиатрических клиниках, имеют реальные шансы оказаться на свободе, а те, кто не имеет понятия о своих тайных пристрастиях, могут почувствовать непреодолимую тягу к человеческому мясу.
Арсений Рагунштейн
32918