Все чаще поступают тревожные сообщения о задержании партий нелегально произведенной ликеро-водочной продукции. Паленая водка настолько искусно подделывается под известные торговые марки (тара, оформление этикеток, фирменные защитные элементы), что даже специалистам сложно отличить ее от оригинала. Наши эксперты приобрели в торговых сетях и протестировали качество нескольких марок российской водки
Среди крепких алкогольных напитков водка по популярности занимает, пожалуй, лидирующее место. И причина не только в ценовой доступности (есть марки водок, которые стоят как выдержанный старый коньяк!), но еще и в традициях российского застолья, где без «беленькой» ну никак не обойтись!
Вопрос качества и безопасности водки избит до нельзя. В середине шумных девяностых годов водка была излюбленным предметом фальсификации у нечистых на руку «кустарщиков». В стране - жуткий дефицит, и в погоне за длинным рублем суррогаты бадяжили из технических спиртов в подпольных цехах, уклоняясь от уплат акцизных сборов. Масштабы фальсификации просто ошеломляли – более половины ликеро-водочной продукции на прилавках были «палеными».
А говорили, что «устаканилось»…
Сегодня, спустя более чем десять лет, ситуация с виду поменялась. В магазинах появился широкий выбор алкогольных напитков на любой вкус. Конкуренция между производителями водочной продукции настолько жесткая, что они не знают, как выделить свой продукт на фоне остальных. В ход идут маркетинговые уловки, реклама, завлекание потенциального покупателя наличием в составе водки исключительно натуральных компонентов (настоев орешков, цедры, пряно-ароматических и лекарственных трав и мн. др.). Ну и, конечно, спирта класса ЛЮКС. Промышленники освоили всевозможные средства защиты своей продукции от подделок: голограммы, шариковые пробки-дозаторы, лазерные шлифовки тары и нанесение термознаков. Запустили горячие телефонные линии и Интернет-сайты, где по идентификационному номеру продукции можно выяснить: настоящая водка или подлог.
Все это действительно работает и вселяет хоть какую-то уверенность, что купленная бутылка водки не станет для тебя последней. Однако есть небольшое «но». В последнее время все чаще поступают тревожные сообщения о том, что в разных регионах России (и столичный регион не исключение) задерживаются партии нелегально произведенной ликеро-водочной продукции. Сотрудниками правоохранительных органов выявляются подпольные цеха. И уже не в масштабах «гаража», как раньше, а небольшие предприятия, занимающиеся незаконным розливом продукции «профессионально», на поточных линиях. При этом паленая продукция настолько искусно подделывается под известные торговые марки (тара, оформление этикеток, фирменные защитные элементы), что даже специалистам сложно отличить ее от оригинала. И только лабораторные исследования могут установить, не несет ли такая продукция угрозы для здоровья.
Помимо глубокого лабораторного хим. анализа существуют и другие методы оценки качества алкогольной продукции. К примеру, органолептические, которые основаны на собственных способностях человека с помощью органов чувств (обоняния, вкуса, зрения) охарактеризовать тот или иной продукт.
К примеру, аромат водки на отсутствие резкого сивушного или ацетонного запаха может оценить даже не профессионал. Цвет, прозрачность и вкус – тоже. Даже такие незатейливые способы могут выручить в нужный час: вы сможете собственными силами распознать явный суррогат. Если что-либо настораживает – просто откажитесь от употребления.
Специально для журнала Качество.ру органолептическую оценку шести, закупленных в розничной торговле, образцов проводила дегустационная комиссия из 3-х экспертов. Они дали не только объективные оценки вкусовым качествам водок, но и смогли профессионально оценить типичность водок, т.е. определить соответствие признаков внешнего вида, аромата и вкуса сложившемуся образу, характеризующему сорт, место и способ приготовления напитка.
Дегустация проводилась в чистом, тихом, хорошо проветренном помещении, при естественном освещении, температуре 200С.
Сначала оценивали прозрачность и цвет напитков, для этого напиток наливали в дегустационный бокал на 1/3 его вместимости (30-50 мл). Бокал подносили за ножку, поворачивали в наклоненное положение и визуально оценивали прозрачность и цвет в проходящем свете. Ко всем представленным на дегустацию образцам по данным показателям не оказалось претензий: бесцветные прозрачные жидкости с кристальным блеском, без посторонних включений и осадка, как и полагается для хорошей водки.
Далее шла оценка аромата напитков. Для этого содержимое бокала вращали круговым движением, чтобы жидкость разошлась по его стенкам. Первый вдох для оценки аромата делали, не опуская нос внутрь бокала. Наиболее легкие ароматические вещества вырисовывают первое впечатление о водке. Как только движение прекращалось, кончик носа погружали в бокал и делали второй вдох. На этом этапе водка отдаёт более тяжелые ароматы, спрятанные внутри нее.
Затем настала очередь оценивать вкус, как один из главных показателей качества водки. Для его оценки в рот набирали небольшое количество водки (4-5 мл), которое может создать о напитке полное впечатление. Продолжительность нахождения пробы во рту 10 -15 сек. Пробу удерживают в передней части ротовой полости, наклоняя голову назад. Затем пробу «перекладывают» вдоль языка, ополаскивают всю полость рта, тем самым оценивая крепость и, возможно, посторонние привкусы. Для сохранения чувствительности при дегустации нескольких изделий, необходимо вначале дегустировать менее ароматные, а затем более ароматные. После каждого напитка нужно ополаскивать рот водой и закусывать пшеничным хлебом (сыром, вареньем или колбасой).
В итоге экспертная комиссия подсчитала баллы и расставила образцы в порядке убывания качества:
Водка «Русский престиж - Березовая Люкс» (ООО «Компания КапиталСити», Россия, Московская область, г.Долгопрудный)
Нормативный документ: ГОСТ Р 51355-99
Объем: 0,7л.
Крепость: алк.40% об.
Состав: вода питьевая исправленная, спирт этиловый ректификованный «Люкс» из пищевого сырья, сахар, глюкоза, настой спиртованный почек березы, экстракт березы «Реликт»
Дегустационная оценка - 9,75 баллов
Прозрачность и цвет: бесцветная прозрачная жидкость с кристальным блеском, без посторонних включений и осадка.
Аромат: ярко-выраженный, тонкий, гармоничный, соответствующий типу водки, без постороннего запаха.
Вкус: гармоничный, мягкий, округлый, слаженный, без постороннего привкуса, соответствующий типу водки.
Водка «Кедровица» (ООО «Омсквинпром», Россия, г.Омск)
Нормативный документ: ГОСТ Р 51355-99
Объем: 0,5л.
Крепость: алк.40% об.
Состав: вода питьевая исправленная, спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья «Люкс», сахарный сироп, спирт ароматный кедровых шишек, настой кедрового ореха
Дегустационная оценка - 9,60 баллов
Прозрачность и цвет: бесцветная прозрачная жидкость с блеском, без посторонних включений и осадка.
Аромат: хорошо развитый, тонкий, округлый, соответствующий типу водки, без постороннего запаха.
Вкус: гармоничный, слаженный, мягкий, приятный, без постороннего привкуса, соответствующий типу водки.
Водка «Беленькая Золотая» ГК «Синергия» (ООО «Традиции качества», Россия, г.Краснознаменск)
Нормативный документ: ГОСТ Р 51355-99
Объем: 0,5л.
Крепость: алк.40% об.
Состав: вода питьевая исправленная, спирт этиловый ректификованный «Люкс», сахар, натрий двууглекислый, глицерин
Дегустационная оценка - 9,58 баллов
Прозрачность и цвет: бесцветная прозрачная жидкость с блеском, без посторонних включений и осадка.
Аромат: хорошо развитый, гармоничный, соответствующий типу водки, без постороннего запаха.
Вкус: ярко-выраженный, гармоничный, соответствующий типу водки, без постороннего привкуса.
Водка «Русский графин» (ООО «Родник и К», Россия, Московская обл., г. Мытищи)
Нормативный документ: ГОСТ Р 51355-99
Объем: 0,5л.
Крепость: алк.40% об.
Состав: вода питьевая исправленная, спирт этиловый ректификованный «Люкс», сахарный сироп, спиртованный настой овсяной крупы, мед, натуральный, загуститель глицерин
Дегустационная оценка - 9,45 баллов
Прозрачность и цвет: бесцветная прозрачная жидкость с блеском, без посторонних включений и осадка.
Аромат: развитый, гармоничный, соответствующий типу водки, без постороннего запаха.
Вкус: гармоничный, хороший, соответствующий типу водки, без постороннего привкуса.
Водка «Тайга Премиум» (ОАО «Сарапульский ликеро-водочный завод», Россия, Удмуртская республика, г.Сарапул)
Нормативный документ: ГОСТ Р 51355-99
Объем: 0,7л.
Крепость: алк.40% об.
Состав: вода питьевая, спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья «Альфа», мед натуральный, настой солода ячменного, экстракт женьшеня
Дегустационная оценка - 9,30 баллов
Прозрачность и цвет: бесцветная прозрачная жидкость с блеском, без посторонних включений и осадка.
Аромат: развитый, но немного резкий, соответствующий типу водки, без постороннего запаха.
Вкус: гармоничный, но немного резкий, жгучий, без постороннего привкуса.
Водка «Столбовая» (ООО «Опытный завод «Нива», Россия, г.Санкт-Петербург)
Нормативный документ: ГОСТ Р 51355-99
Объем: 0,5л.
Крепость: алк.40% об.
Состав: вода питьевая умягченная, спирт этиловый ректификованный «Люкс», сахар, настой свежих яблок
Дегустационная оценка - 9,05 баллов
Прозрачность и цвет: бесцветная прозрачная жидкость с блеском, без посторонних включений и осадка.
Аромат: развитый, но немного резкий, более выражен спиртовой тон, без постороннего запаха.
Вкус: выраженный, жесткий, без постороннего привкуса.
Эксперты обратили также внимание на качество маркировки и упаковки. У всех образцов алкогольной продукции она соответствует ГОСТ Р 52194-2003 «Водки и водки особые. Изделия ликероводочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение», а также ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
27949