Что это такое?
Медитация — это сосредоточение на сути объекта, погружение в него (имеется в виду объект медитации – это может быть и вполне живое существо, и вещь, и процесс… что угодно).
Медитация — это концентрированное мышление, в нем разум тоже блуждает, но в данном случае существует одно коренное отличие. В медитации присутствует концентрация или мышление, имеющее центр. В медитации процесс мышления завязан на одной идее, к которой разум возвращается после каждого отклонения или блуждания. Например: мысль об объекте медитации - завтрак - снова объект медитации - кофе - объект медитации - объект медитации - университет - объект медитации. Постепенно, практикуясь возвращать свой разум к одному объекту, мы приобретаем способность контролировать свои мысли, все более и более отдаем себе отчет в том, что происходит внутри нас. Таким образом, мы "накачиваем" мускулы своего разума. Это приводит к внутренним и внешним изменениям. Благодаря такому упражнению, сила разума увеличивается, а, следовательно, появляется контроль над психической энергией. Человек становится способен преодолевать нижние сферы сознания и воспринимать реальность более адекватно.
Медитация — это проникновение в суть. Часто - проникновение на ощущениях. В качестве примера можно привести известную медитацию на чакрах: каждой чакре соответствует свой цвет, свой звук, свой вкус, свой запах, свой визуальный образ. При медитации на определенной чакре концентрируются на цвете… потом на звуке… потом на вкусе… на запахе… Работа мысли в данном случае – бесполезна. Бесполезно думать, запуская словомешалку, почему этой чакре соответствует зеленый или красный, почему запах именно такой. В цвет и запах надо войти. Не просто вызвать их в сознании, а войти туда, ощутить их. Понимание чакры придет, но не на уровне сознания, а на уровне восприятия. Если есть такое понимание, то в словах вы его выразить сможете (хотя тут часто возникают проблемы, потому что в этом случае ту информацию, которую вы воспринимаете целиком собой, придется в чем-то урезать, в чем-то обкорнать, чтобы вербализировать).
Медитация — это постепенный процесс. Многие годы мы загромождали свое истинное "я" ложной тождественностью. Освобождение от всего этого происходит не за один день. Начинающим практиковать медитацию нужно набраться терпения, а также решимости для достижения цели. Разум, впавший в зависимость от мира вещей, будет протестовать вашему желанию на некоторое время отрешиться от внешнего и сосредоточиться на внутреннем. "Со всеми делами, которые мне нужно сделать, я не могу сидеть здесь и медитировать!" Вы можете подчиниться этому импульсу и прекратить медитировать, большинство людей именно так и поступает, но задумайтесь, к чему это приведет? Вечно зависимые от внешнего мира, люди совершают механические действия, не осознавая ни направления, ни цели своего движения. Их счастье или несчастье целиком зависит от капризов изменчивого мира, и поэтому каждый обречен на разочарование. Голод души не утоляется.
Итак, медитация - это практика, уже ставшая неотъемлемым компонентом образа жизни многих прогрессивных людей. Это наиболее эффективный способ развития способностей разума и лучшее средство для достижения гармонии с собой и окружающим миром. Она не требует и не отрицает приверженности к какой-либо религиозной системе и подходит людям любого возраста, национальности, вероисповедания, телосложения, интеллектуального развития и т.д. Медитация не требует каких-либо особых способностей: чтобы заниматься ей, нужно родиться человеком и иметь хотя бы несколько нервных клеток в мозге. :))
Мифы о медитации
Миф № 1 “Медитировать надо непременно лежа или в одной из поз (асан) Хатха-йоги”.
Нет, не непременно. Бывает, что именно эти положения удобнее. Но они не является обязательными. Иногда медитация на теме занимает несколько дней – что ж, несколько дней лежать или сидеть скрестив ноги в падмасане? Нет, поза может быть любой и в первую очередь зависит от целей и вида медитации. Однако желательно всё время держать позвоночник прямым.
Миф № 2 “Медитация – это когда ты непременно концентрируешься на дыхании и дышишь “по-йоговски”.
Есть такая медитация. Но это – концентрация на дыхании. Она помогает именно понять свое дыхание, его процесс, его суть. А также – прочувствовать все блоки в вашем теле, которые затрудняют нормальное течение энергии и расслабить эти зажимы.
Миф № 3 “Обязательно должно быть расслаблено все тело”.
Да, есть медитации, в которых это необходимо. Но их не так много, как может показаться с первого взгляда. Медитация – это погружение в суть. Когда вы, вот как я сейчас, пьете кофе и погружаетесь в это ощущение, в его суть, в суть этой чашки, в весь сонм ощущений и смыслов, улавливая их не разумом, а “нутром”, это – медитация. Но если я расслаблю все тело, я не смогу пить кофе… Улавливаете суть? Набирая статью, я пребываю тоже в какой то мере в медитации, потому что иначе не смогу ее написать – но разве я могу делать это лежа и полностью расслабившись?
Миф № 4 “Перед медитацией надо непременно выпить какой-нибудь отвар или провести ритуал”
Нет, не требуется. Иногда это помогает. Но если вы не можете медитировать без отвара, без ритуала или каких-нибудь шаманских плясок, то это уже – ваши личные тараканы. Это то же самое, как если бы вы не умели творить намерение без проведения ритуала. Да, иногда ритуал помогает, а в некоторых серьезных случаях – даже желателен, но это не является какой-то догмой, которую нельзя нарушить.
Кстати, немного о правильных позах и правильном дыхании.
Частенько как раз именно попытка лечь “в правильную позу” и “правильно при этом дышать” сбивает процесс понимания. Потому что вы привыкли к другому положению тела, к другому дыханию. Поэтому обращайте внимание на цель медитации. Если это понимание какого-то вопроса, или если вы ждете, что к вас в процессе медитации озарит какая-то идея, то вряд ли стоит принимать какое-то нарочитое положение. Если же объектом медитации является течение в вашем теле энергии, то тут придется и сесть/полусесть правильно (или лечь, подложив под голову подушку – потому что иначе может быть трудно дышать, и тогда вы сможете думать только об этом неудобстве), и ноги-руки не скрещивать, и тело расслаблять.
Частые проблемы при медитации
Проблема № 1 “Каждый раз, как я начинаю медитировать, я засыпаю”.
Не обязательно впадать медитацию перед сном, завалясь на пол в Шавасану – “позу мертвого”. Вы можете медитировать и сидя – если сама медитация не связана с расслаблением всего тела. Более того, необязательно медитацию превращать в некое упражнение, которое необходимо выполнять по десять минут каждый день. Когда вы думаете над каким-то вопросом, “виснете на проблеме”, вы медитируете на вопросе или на проблеме. Вы же не засыпаете при этом? Точно так же вы можете “зависнуть”, например, над Арканом Таро – это будет “медитация на Аркане Таро”. Вы можете ходить с этим день, два, пока к вам вдруг (а часто это именно “вдруг”) не придет понимание, пока вдруг не уляжутся в единый узор обрывки знаний. Но вы же не будете засыпать каждый раз, как ваша мысль будет возвращаться к этому Аркану?
Проблема № 2 “Я дышу-то правильно, а вот расслабиться не получается!"
В пособиях всегда говорится примерно следующее: "Расслабьте все тело и дышите в таком-то ритме". Обратите внимание: сначала вы должны расслабиться. Лишь потом вы добавляете туда правильное дыхание. Расслабиться - это не просто обмякнуть на своем царском ложе. Есть зажимы мышц, которые вы не привыкли расслаблять никогда. Поэтому слова "я расслабился" перевести можно так "Я пришел в то состояние расслабленности, которое мне свойственно". Но это - далеко еще не то, что требуется. У вас наверняка зажата диафрагма - вы даже не привыкли обращать на это внимание. Наверняка напряжены мышцы скул. Наверняка напряжены плечи. Проблема в том, что эти зажимы настолько для нас привычны, что мы их не замечаем. Дыхание в данном случае - камертон, с помощью которого вы настраиваете свое тело. Вроде все расслабили - попробуйте дышать в предлагаемом ритме. Что-то не так? Что-то вызывает напряжение? Ищите, где именно рождается это еле уловимое напряжение. Ту же диафграму расслабить гораздо сложнее, чем кажется с первого взгляда. А все эти зажимы блокируют энергию - они часто являются в том числе и защитными реакциями на нормальное течение этой самой энергии.
Проблема № 3 “Я не могу сконцентрироваться!"
Сконцентрироваться на чем? Многое зависит от объекта медитации. Если вы медитируете, потому что вам лично нужно понять-познать этот объект, то с концентрацией у вас не будет проблем. Если вы медитириуете на какой-нибудь красный кирпич просто потому что "так положено" или потому что вам нужно выполнить какое-то упражнение, то соответственно, будет и проблема. Есть мотивация - нет проблемы. Нет мотивации - есть проблема. Возможно, вам стоит выбрать другой объект? Потому что медитировать, когда нет необходимости в понимании объекта медитации, это все равно что есть, когда не голоден, просто потому, что "положено есть три раза в день".
Медитация - виды:
Содержательная медитация
Мы уверены, что каждый из вас уже обладает опытом содержательной медитации. Это случается чаще всего на природе. Вы лежали где-нибудь и смотрели на небо, провожая глазами облака. Суматоха мыслей улеглась совсем незаметно, вас захватила необъятность неба, белизна облаков, их медленное, но неостановимое движение. И вдруг вызаметили, что успокоилось, и ощутили чувство умиротворения, почувствовали тесную связь со всем и всеми. И испугались, когда взглянули на часы, что не заметили, как прошло уже больше получаса. Вы медитировали! И содержанием вашей медитации было природное явление.
Многие люди, глядя на воду, огонь, горы или другие элементарные предметы, погружаются в природную медитацию. Преподаватели медитации использовали данное состояние и развили на этой основе формы содержательной медитации. Какой-либо предмет или природное явление используется в качестве отправной точки для путешествие во внутреннюю сосредоточенность. Медитирующий постигает глубину определенного предмета и погружается в основополагающие взаимосвязи природы и человека.
Девятнадцатилетняя школьница рассказывает: "В качестве предмета я выбрала молодое деревце дуба, которое я обняла. Сначала я старалась только выровнять свое дыхание. Потом вдругзаметила, что дерево стало теплым. Когда я попробывала двигать руками, мне показалось, что деревоменяет форму. Позже у меня создалось впечатление, что оно вросло в мои ноги и руки, хотя обнимала его руками и ощущала как нечто относящееся ко мне. Дерево изучало моесобственное тепло".
В качестве средства содержательной медитации могут быть использованы и изображения, рисунки или фотографии. В этом случае все внимание сосредоточивается на них. Человек раскрывается, принимает "послание" изображения, постигает его глубокий смысл. Сюда относится и тибетская Мандала-медитация. Медитация посредством изображения развивает способность к наблюдению, помогает охватить глубинные измерения наблюдаемого. Она позволяет также лучше справляться с ежедневным стремительным потоком образов и оптических впечатлений, обучая более целостной обработке изобразительной информации. Другие исходные предметы содержательной медитации- предметы-символы: такие символические изображения, например, как колесо, якорь или дорога. Они могут стать для медитирующего "зеркалом Вселенной", помочь познать жизненные принципы, которые обогощают действия.
Медитируют также при помощи специальных текстов, стихов, притчей и метафор из священных рукописей. Их созерцание может спонтанно открыть доступ к "внутренней размеренности" действительности. В различных религиях пользуются прежде всего именно этим способом медитации. Богатые традиции содержательной, опирающейся на Библию медитации, которые живы еще и сейчас, были развиты в орденских объединениях христианства.
Медитативные опыты, стимулируемые новыми гуманестическими формами психотерапии, занимают все больше места в межчеловеческом общении- "медитации к другому". Медитация ближнего начинается с размышлений о другом или с ощущений другого, если он сидит напротив. Воспоминания об опыте контактов с ним появляются в сознании, воспринимаются по-новому, все яснее и яснее, до тех пор пока не станет понятной сущность противосидящего. Медленно открываются "тайна" другого человека, его собственности, но в конце концов может установиться неизвестное до сих пор понимание, стойкая доброжелательность, симпатия и уважение. Неприязнь, обиды, все негативное теряют в такой медитации свое значение. Решающим образом меняется отношение к этому человеку, оно позволяет по-новому воспринять его и поддержать.
Участник конкурса "Медитация человека" рассказал нам о следующем опыте.
"При медитации членов семьи я думал о своем отце. Он неудовлетворенный человек. Это мне удалось установить без затруднений. В области своего сердца я почувствовал уплотнение, я различил лицо своего отца и ощутил его беспомощность. У меня возникло болезненное сочувствие и я заплакал. Кроме того, я почувствовал, как сильно мой отец жаждет уважения, признания и почитания. Мое отношение к нему стало меняться в позитивную сторону... Я научился смотреть на него другими глазами".
Еще один вид содержательной медитации, которая вероятно, знакома вам по личному опыту,- музыкальная медитация. Когда вы сосредоточенно слушаете музыку, в вашем сознании начинают возникать всякие картины и вы открываете новый мир звуков неожиданной красоты. Композиторы имеют особую способность вдохновляться при помощи "внутреннего слышания" при создании нового произведения. К музыкальной медитации надо относиться так же, как к медитации при помощи изображения. Только она обостряет слух, а не зрение. При помощи музыкальной медитации приобретается такая способность слушать, что ситуация схватывается только по восприятию шумов и звуков.
Глубокая медитация.
В основе глубокой медитации лежат простые формулы или мантры (комбинация звуков, имеющие или не имеющие значения), которые в процессе естественного успокоения психики постепенно гаснут, пока наконец не воцарится полное душевное успокоение и медитирующий не погрузится в себя. Это позволяет расширить границы сознания. Тело при глубокой медитации быстро приходит в состояние покоя. Это состояние аналогично погружению в глубины океана или вхождению в собственное бытие.
Глубокая медитация отличается от содержательной тем, что ее конечное состояние не имеет объекта. Человек не пытается ничего охватить, ни во что проникнуть, достичь состояния возбуждения. Он высвобождается и погружается в себя, в "первопричину" жизни.
Глубокой медитацией является, например, шикантаза, бессодержательная сидячая медитация в буддистских традициях, которая тренирует воспитание как таковое, т.е. чистое восприятие. К этому виду относится и техника трансцендентальной медитации, о которой мы подробно поговорим в конце этой главы.
В отличие от методов содержательной медитации техника глубокой медитации и ее воздействие обстоятельно исследованы учеными. Опираясь на сегодняшний опыт, ее можно считать простым методом. Поэтому в последующих разделах мы не будем касаться содержательной медитации, а рассмотрим подробно основные принципы и воздействие глубокой медитации.
Раскрывающая медитация.
Эта форма медитации в большей степени, чем концентрирующая, связана с повседневной активной деятельностью.
Пример этому- буддистская медитация внимания. Она требует от медитирующего сознательного отношения ко всякой деятельности, т.е. необходимо сформировать сознание, относящееся к данному моменту, к данной реальности. Сознание, таким образом, раскрывается во время действия. Трудно представить себе такую деятельность, которая расширила бы собственное сознание. Медитирующий должен только следить за ходом собственного действия.
Один буддистский ученый описывает этот вид медитации следующим образом: "Вы сознательно и внимательно следите за всем, что делаете или говорите в течении дня во время работы, в вашей личной, общественной или профессиональной жизни. Идете ли вы, стоите, сидите, лежите или засыпаете, осматриваетесь ли или молчите и т.д.- во время всех этих и других действий вы должны с полным сознанием следить за тем, что вы в данный момент делаете. Это означает, что в данный момент вы полностью захвачены тем или иным действием. Но это не значит, что вы совершенно не должны думать о прошлом и будущем. Напротив, вы думаете об этом, но сообразно данному моменту, данному действию.
Пассивная медитация.
Большенство форм медитации являются пассивными, так как их цель- достичь состояния погруженности без какой-либо умственной или эмоциональной активности. Примерами такого пассивного метода самопогружения являются в первую очередь медитационные формы в традициях индийской йоги. Особо следует упомянуть трансцендентальную медитацию, которая, как мы уже говорили, будет рассматриваться специально.
Активная медитация.
В высших упражнениях дзэн-буддизма, в различных практиках йоги, в ритуалах танцевальных традицый суфи встречаются медитационные формы, требующие активного внимания. Их применение может довести человека до экстаза. Основу этого метода составляют определенные позы, движения тела, танцевальные формы. Состояние экстаза при активной медитации достигается целенаправленным повышением возбуждения. При этом экстаз- это выражение сверхчистого возбуждения, которое не может сохраняться долго и заканчивается, которое не может сохраняеться долго и заканчивается, как правило, изнеможением.
Участник суфи-танца рассказал нам следующее: "Круги танцующих двигались все быстрее, так что в конце концов я видел только мелькание одежд. Я потерял чувство времени. Постепенно я убедился, что мое сознание, хотя я его и не утратил, не подвластно целиком мему контролю. Я чувствовал себя беззаботным. Потому у меня появилось ощущение, что я- часть этого движущегося целого, что я растворился в чем-то большом". Вышеприведенные признаки различныхт форм медитации не исключают, а, напротив, очень часто дополняют друг друга.
Эта глава, вероятно, вызвала у вас ощущение многообразия медитации. Возможно, что интерес к ней вырос у вас настолько, что вы задаетесь вопросом, какие условия необходимо выполнить, чтобы вы сами смогли попробовать медитировать.
31124