09.08.2012
Новое исследование демонстрирует, что фруктовые мушки дрозофилы, подвергшиеся воздействию тяжелого синтетического наркотика матамфетамина, известного по сериалу «Во все тяжкие», значительно сокращали свою потребность в пище и увеличивали физическую активность — совершенно так же, как и у людей. Исследование, изучавшее метаболические и поведенческие изменения у дрозофил от метамфетамина, обозначило, что истощение являлось главным фактором смертей от этого наркотика у насекомых. Эти результаты опубликованы в Журнале токсикологических наук.
Злоупотребление метамфетамином может иметь значительные вредные побочные эффекты на человека. Оно отягощает организм ядовитыми продуктами метаболизма и ослабляет сердце, мышцы и кости. Также перестраивается энергетический метаболизм в мозгу и убиваются нервные клетки.
Предыдущие опыты показали, что дрозофила являются прекрасной моделью для изучения эффектов метамфетамина на тело и мозг. Наркотик оказывает одинаковое токсикологическое воздействие как на мух, так и на млекопитающих.
В некоторых исследованиях обнаружилось, что прибавление в питание мух глюкозы и других метаболических предшественников замедляло повреждающий эффект метамфетамина. Из этого был сделан вывод, что метамфетамин отрицательно влияет на метаболизм. Известно, что люди, употребляющие метамфетамин, испытывают влечение к сладким напиткам, демонстрируя, что их метаболизм сахара испытывает перестройку от наркотика.
«Однако предыдущее исследование не прояснило четко, как метамфетамин влияет на энергетический метаболизм», - говорит профессор энтомологии Университета Иллинойса Барри Питтендрай. – «Либо он изменяет представление метаболических генов и функционирование белков, либо он изменяет поведения, связанное с питанием и активностью».
Чтобы проверить эти взаимоисключающие гипотезы, ученые отследили энергетические резервы дрозофил и другие побочные продукты метаболизма в реакции на воздействие метамфетамина. Они также измеряли, как наркотик повлиял на пищевое поведение мушек, их уровень активности и скорость дыхательных процессов.
«Оказалось, что метамфетамин в питании увеличивает моторную функцию мушек вдвое и уменьшает потребление
пищи на 60–80 %», — говорит Вальтерс. Уровень триглицеридов и гликогена, двух преимущественных молекул для хранения энергии у животных, устойчиво снижался с приемом наркотика на период 48 часов, давая основания предполагать, что метамфетамин инициировал отрицательный баланс калорий.
«Это очень похоже на то, что наблюдалось и у людей от амфетаминов, когда физическая активность увеличивалась, а аппетит снижался», - говорит ученый.
Скорость метаболических процессов дрозофил также снижалась в ответ на прием метамфетамина — в противоположность тому, что следовало бы ожидать, если бы метаболические изменения вызывали истощение запасов триглицеридов и гликогена.
Добавление глюкозы в питание замедляло скорость угасания и смерти у мушек на метамфетамине, говорит автор опыта, сообщает Medicalnewstoday.
«Хотя воздействие метамфетамина имеет множество других
токсических эффектов, мы показали, что оно ведет к анорексии и результирующему дефициту калорий и истощению метаболических резервов животных», — говорит Вальтер. — «Это, вероятнее всего, основной фактор смертности от метамфетамина».
Ярослав Плутенко
27821