Есть боги-неудачники, боги-маргиналы. Их время истекло, имена забыты, а культы угасли. И есть «успешные» боги. Они приходят к нам надолго, быстро покоряют наши сердца и властвуют над нами тысячелетиями.
Родоначальник виноделия Дионис (Вакх, Бахус) — успешный и удачливый бог! Предполагают, что он имеет восточные (фракийские и лидийско-фригийские) корни. В Греции распространение и утверждение его культа относится к VIII-VII вв. до н. э., хотя имя бога встречается на табличках критского линейного письма значительно раньше — в XIV в. до н. э.
За исторически короткий срок пришелец делает завидную «карьеру» — вначале вытесняет в конкурентной борьбе многочисленных духов, демонов и божеств, населявших территории античного мира, а затем возносится на вершины Олимпа, войдя в состав блистательной парнасской «элиты». Позднее его власть распространилась и на «варварские» племена.
Победное шествие Диониса по землям Эллады начинается с ростом городов и развитием полисной демократии. В Дельфах его почитают не меньше, чем Аполлона. В Афинах весь город стекается на торжественные процессии, где разыгрывается священный брак между богом лозы и супругой архонта басилевса. На Парнасе раз в два года бушуют оргии, ради которых выписываются вакханки из Аттики, а в самой Аттике во славу Вакха состязаются трагические и комические поэты, хоры распевают дифирамбы, актеры исполняют новые комедии. Кстати, благодаря Дионису возник и жанр трагедии (греческое слово tragodia буквально означает «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров — спутников бога).
Дионис-Бахус соперничал не только с Аполлоном. Он проник и в «зону влияния» своей бабки Афродиты, взяв под патронаж такую важную сферу человеческой жизни, как плотская любовь. Символ парнасского виноградаря — священный фаллос, означающий продолжение жизни и плодородие.
Лоза, найденная Бахусом, быстро пошла в рост и со временем заключила в свои объятия весь мир. Она превращала трапезу в пир, а жизнь - в праздник. Испившие вина обретали красноречие поэтов и мудрость богов, «умирали» для жизни земной и приобщались к жизни «вечной». Бог лозы становился верным любовником для каждого из своих адептов.
Между тем происхождение Бахуса темно и сомнительно. Его матерью была то ли Персефона (богиня царства мертвых), то ли Деметра (божество плодородия), то ли «обычная » женщина - Семела, дочь фиванского царя Кад-ма (происходившая, впрочем, по материнской линии от Афродиты). Последняя версия получила наибольшее распространение, хотя она и заставляет усомниться в праве Диониса на олимпийский чин. Семела все же не была богиней, а что касается отца...
Царевна утверждала, что зачала ребенка от Зевса, главы античного пантеона, но сестры ей не верили. Как бы то ни было, красавице довелось в буквальном смысле «сгореть от любви». Однажды она упросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Визит состоялся, но был крайне непродолжительным.
Громовержец испепелил свою возлюбленную огнем, а ребенка, родившегося недоношенным, выхватил из пламени и зашил в свое бедро. (Не от отца ли унаследовал Дионис пламенную натуру и некоторую необузданность характера?..)
Родив сына, Зевс поручил Гермесу отдать его на воспитание нисейским нимфам. Любопытно, что и в наши дни опекун не расстается со своим подопечным - Гермес и Дионис «встречаются» в каждой бутылке доброго вина! Ведь «герметичная» упаковка носит имя Гермеса потому, что тот был мастер укупоривать сосуды, так что при длительном хранении вино не портилось.
Обретя лозу, Бахус шел по земле в окружении весьма колоритной свиты, про которую с полным основанием можно сказать, что она «не просыхала». Сатиры и вакханки, обвитые плющом, вооруженные тирсами (жезлами), охваченные священным экстазом и опоясанные змеями, сокрушали все на своем пути, вырывали с корнями деревья, упивались кровью растерзанных диких зверей и с воплями «Вакх, Эвое!» славили Диониса. Вино лилось рекой, вовлекая в свои потоки тысячи мужчин и женщин.
Чем можно объяснить неотразимую притягательность «винного бога»? Почему этот бог-полукровка, бог-выскочка (как сказали бы его тетки) завоевал себе право стоять в одном ряду с обитателями Олимпа? Что предложил человечеству Бахус и почему люди так высоко оце нили напиток, который, с точки зрения химика, является не более чем перебродившим виноградным соком?
Возможно, причина в том, что лоза дарила свободу, безграничную свободу. Один из эпитетов Диониса -«Освободитель» («ЛиЭй»), Он разрывает, путы обыденной жизни, снимает цивилизационные ограничения, раскрепощает желания.
В Бахусе воплощена идея наслаждения, но в то же время — идея гибельного восторга, ведущего к безумию и смерти. Угрозы, таящиеся в дионисийстве, сознавали уже в пору его первого расцвета. В Риме вино не разрешалось пить лицам моложе 35 лет. А дунайские сцевы и вовсе ввели у себя «сухой закон», запретив не только пить вино, но даже ввозить его на свдю территорию.
Диониса любили и боялись. Людей завораживало и пугало таинство превращения безобидного виноградного сока в пьянящий напиток. Говорили, что Вакх владеет фессалийским колдовством и способен превратить в хмельную отраву речную воду. В ряде мифов сохранились следы древнего табу, запрещавшего вино под угрозой смерти. Предполагают, что первоначально оно употреблялось «на законных основаниях» только представителями жреческой знати. Вино играло роль проводника между земным и потусторонним мирами, сокращая период вхождения в транс, благодаря которому служитель культа мог общаться со сверхъестественными силами и миром теней.
По мере распространения виноградарства древнее табу отмирало, и возможность войти в сношение с духами, (или, по крайней мере, получить удовольствие от тонкого вкуса напитка) стала общедоступной.
23900