22.03.2015
Минтай сегодня является главной промысловой рыбой страны. В акваториях Дальнего Востока вылавливается свыше 2 млн. тонн минтая в год. Почти 90% от этого улова еще в прошлом году поставлялось за рубеж: на столы Германии, Великобритании и Японии.
В нашей стране эта рыба встречалась лишь в виде всем известных крабовых палочек, изготовленных из нашего же минтая на китайских заводах, а еще в меню McDonald’s под названием «филе-о-фиш». Однако в этом году ситуация начала меняться: российский минтай возвращается на отечественные прилавки, разрушая представление о себе как о кошачьем корме.
«Это был глобальный кошачий заговор 60-х: полезная рыба премиального сегмента в сознании 160 млн. советских людей превратилась в корм для домашних питомцев», – наверное, так смог бы описать ситуацию с главной промысловой рыбой России какой-нибудь минтайный историк будущего.
Почему
минтай в нашей стране стал кошачьим кормом, одновременно являясь деликатесом на столах Европы и Азии, не известно. Специалисты говорят о «ресурсном проклятии»: минтая было так много, что всерьез его никто не воспринимал.
Тем не менее, как вспоминает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, в советские времена на Дальнем Востоке не было построено ни одного крупного и оснащенного современным оборудованием берегового комбината по производству филе минтая.
«Первые филетировочные линии на рыбопромысловых судах стали появляться только в 1986-1987 гг., и их были единицы. Была убита потребительская репутация минтая на внутреннем рынке и подорваны запасы минтая из-за беспощадного промыслового пресса», – рассказывает он.
В результате сложилась такая ситуация, когда чуть более 3% поставленного на экспорт минтая возвращалось обратно в Россию, но уже в переработанном виде. Если посчитать, то это была практически половина всего минтая на внутреннем рынке страны. Сегодня минтай возвращается на российские столы.
Как отмечают специалисты Росрыболовства, лишь за первые два месяца 2015 года экспорт минтая снизился почти на 10% при общем увеличении объемов добычи на 5-7%! И эту динамику необходимо закрепить. Для этого Росрыболовство вместе с производителями, торговыми сетями, ассоциациями рыболовов и Правительством Москвы запустило новый бренд «Русская рыба».
Необходимо работать над популяризацией русской рыбы среди отечественных покупателей и повышать ее доступность. Одним из направлений этой работы стала подготовка Всероссийского фестиваля «Рыбная неделя», которая стартует в Москве в середине апреля, а позже – пройдет и в других регионах страны.
Маргарита Тимофеева
29955