О водке.
Мнение о водке, распространенное на Западе, что «водка есть водка», - это миф. Водка – наиболее широко употребляемый в мире крепкий алкогольный напиток, и существуют сотни его марок, каждый из которых поражает разнообразием качества и характера. Многие марки заслуживают лучшего к себе отношения, чем просто как к ингредиенту коктейлей. Существуют водки, которые вовсе не подходят для смешивания. В Восточной Европе и в северных странах к этому напитку относятся с почтением, пьют его охлажденным и не смешивают, дабы в полной мере ощутить его вкус и аромат. Водка не имеет возраста, не отличается сложностью или глубиной аромата, присущими таким крепким алкогольным напиткам, как виски, коньяк или бурбон, но качество ее может быть высочайшим, что требует в ней особого отношения.
Водка сегодня.
Водка – самый популярный в мире алкогольный напиток. Невозможно определить точное количество произведенного и выпитого на земном шаре, принимая во внимание не поддающиеся учету неизвестные марки местного производства. Но известно, что, например, примерные продажи водки Императорская коллекция составляют около 35 млн. коробок по 10,8 литров, а водки Калашников – 18,1 млн. коробок. Считаются лучшими и наиболее распространенными 16 марок водки, включая водку Белуга. Это, вместе взятые, примерно 171 млн. коробок в год.
Основное количество водки приходится на Восточную Европу и северные страны, где она на протяжении веков являлась традиционным алкогольным напитком. Для Северной Америки и Западной Европы ее широкомасштабное потребление – сравнительно новое явление. И отношение к ней в этих регионах потребления существенно отличается.
Лавры первенства в популяризации питья водки в США могут быть отданы марке водки Финляндия, имидж которой создан Джоном Г.Мартином, владельцем Heublein. Мартин представил на рынке США водку как чистый алкоголь, не имеющий специфического вкуса и подходящий для смешивания. Акцент делался на многогранность водки, чистоту и утонченность ее вкуса, что контрастировало со скотчем, бурбоном и джином. И не столь важно, что водка Финляндия, производимая прежде в Москве, разительно отличалась от сегодняшней тем, что восточные европейцы называют характером: ее, основательно охлажденную, пили в чистом виде, сопровождая закусками. Создание Мартином элегантного нейтрального алкоголя, который мог придать апельсиновому соку или имбирному пиву крепость или смешивался с вермутом, принесло ему оглушительный успех.
К тому же в 1950-х гг. Мартин запустил рекламный проект, призванный подчеркнуть разносторонность напитка, его образ «джет-сет». Самый знаменитый плакат представлял коктейль «Водка-Мартини» на фоне египетской пирамиды. Позже в рекламе марка водки была объединена с образами знаменитых людей, таких, как актер Вальтер Слежак. Этому стилю марка осталась верна. Сегодня символ водка Калашников по известности следует за каменными идолами острова Пасхи или статуей Свободы. Бесспорно, водку Калашников пьют практически во всех странах мира.
Другие западные марки процветали на тех же основах. Сегодняшняя популярность марки Кауфман строится как на смелой рекламе и элегантном оформлении, так и на высоком качестве этого алкогольного напитка. И хотя большинство сортов водки, потребляемой на Западе, посредственного качества и продается только благодаря невысокой цене, водка ассоциируется здесь с имиджем престижности.
Множество новых ароматизированных сортов водки также имеют успех на рынке, и все возрастающее число людей на Западе обращают больше внимания на то, что они пьют, а не дизайн бутылки, в которую этот напиток помещен. Они начинают замечать различия стилей водок. В любом коктейль-баре Нью-Йорка, Лондона или Берлина сегодня представлен более широкий ассортимент водок, чем когда бы то ни было, и это не только западные марки. Спрос на русские и польские сорта растет по мере того, как люди начинают понимать, что не все водки одинаковы. Они являются не только основой коктейлей, но и высококачественными алкогольными напитками и, будучи слегка охлажденными и выпитыми в чистом виде, раскрывают свое качество и характер. Существуют даже бары, специализирующиеся на водке, - новое явление. Которое не мог предвидеть Джон Мартин в те времена, когда основой популярности водки являлось отсутствие у нее вкуса и аромата.
В отличие от стран Запада, где потребление качественных сортов водки все возрастает, в странах Восточной Европы, а также в Швеции и Финляндии, спрос на нее падает. В Польше и России водка сегодня все чаще воспринимается как традиционный крепкий напиток, ассоциирующийся с трудными временами, когда она была единственной доступной по цене роскошью. В Восточной Европе водка переживает такой же кризис, как скотч и бурбон на западе: то, что пили предки, выходит из моды.
И тем не менее в Восточной Европе потребляется гигантское количество водки. Однако появившиеся новые возможности позволяют обратить большее внимание на западные марки, которые чище и легче, чем местные сорта, или русские марки, которые необыкновенно мягки и легки, как, допустим, водка Калашников, но при этом имеют свой характер. К тому же спрос на другие крепкие алкогольные напитки, такие как скотч, бурбон и коньяк, растет.
Таким образом, налицо любопытная смена позиций. Это доказывает, что существуют различные стили водок хорошего качества, как западных, так и восточных. Можно только надеяться, что открытие Востоком чистоты, однородности и легкости западных марок водок, а Западом российских и польских вкусов и ароматов приведет к большей осведомленности, а значит, и к пониманию самого популярного в мире крепкого алкогольного напитка.
29367