Помните в русских сказках многочисленные истории про «живую» и «мёртвую» воду? По аналогии я буду использовать эту терминологию применительно и к вину.
«Живое» вино – это натуральный продукт, полученный путём сбраживания виноградного сока. Оно не содержит вредных и опасных для здоровья добавок и консервантов. Оно производится по классической технологии с использованием дубовой тары и обычно разливается по бутылкам без предварительной пастеризации виноматериала и без добавления консервантов. Как следствие – такое вино оздоравливает организм и является необходимым компонентом повседневного питания (в разумных количествах, конечно).
«Мёртвое» вино – это спиртосодержащая жидкость, произведённая в нарушение традиционной (классической) технологии. Оно может быть произведено и из виноградного сока либо путём использования концентрата/порошка. Самое обидное, что многие Кубанские (и не только) винзаводы производят очень неплохие виноматериалы, но затем полностью «убивают» их в процессе дальнейшей обработки (фильтрация, пастеризация, очистка, стабилизация, и т.п.).
«Мёртвое» вино нельзя называть «вином», поскольку оно не содержит никаких полезных веществ и – более того – может быть опасно для здоровья, поскольку включает в себя многочисленные яды и консерванты.
Отличить «мёртвое» вино от «живого» в магазине очень просто: «живое» вино должно храниться лёжа (не стоя!) и постоянно находиться в специальном винном шкафу при температуре 12 - 15 градусов. (Теперь вспомните наши винные прилавки).
На сегодняшний день на Кубани существует около 60 винзаводов. Только некоторые из них (хватит пальцев на руках) используют оборудование, которое позволяет производить так называемый «холодный» розлив виноматериалов, позволяющий сохранить полезные микроэлементы. Остальные винзаводы применяют недопустимую технологию розлива по бутылкам, во время которой происходит подогрев (пастеризация) виноматериала. Вместе с бактериями погибает и большая часть тех полезных компонентов, ради которых люди и употребляют вино. Кроме того, происходит выравнивание вкуса различных сортов вина.
Однако даже предприятия с холодным розливом применят такие технологии по очистке и стабилизации виноматериала, что практически полностью убивают его живые свойства, ароматические и вкусовые качества. Углекислый газ, сернистый ангидрид, горчичное масло, красная кровяная соль, азот и другие консерванты и яды превращают изначально неплохие виноматериалы в заурядное «пойло». Например, головная боль на следующий день – это результат воздействия на организм именно сернистого ангидрида.
Вместо того, чтобы развивать и повышать культуру пития, вести пропаганду здорового винопития, Кубанские винзаводы подстраиваются под требования супермаркетов и обеспечивают их напитками, которые не испортятся даже при длительном хранении, стоя под прямыми солнечными лучами. Таким образом, винодельческая отрасль России, идя на поводу у рынка, сознательно лишает потребителя возможности употребления натурального вина.
Безусловно, производство и дальнейшая реализация «живых» вин весьма дорогостоящий процесс, однако в Российском обществе уже достаточно большой спрос на натуральные продукты. Главный тормоз – несовершенство законодательства (этой проблеме будет посвящен отдельный разговор). «Живое» вино невозможно производить на крупных винзаводах, необходимо развивать микровиноделие. Это совершенно новое направление в отечественном виноделии, в основе которого лежат небольшие семейные и/или частные хозяйства, производящие элитные напитки в ограниченном (несколько десятков тысяч бутылок в год) количестве из элитных сортов винограда.
У многих возникает естественный вопрос: а можно ли приготовить «живое» вино самому, в домашних условиях? Да, безусловно можно. Строго говоря, каждый имеет возможность попробовать свои силы в микровиноделии и произвести 20 – 50 литров домашнего вина. (не забывайте соблюдать технологию!). Для этого можно использовать обычную (лучше всего стеклянную) тару. Правда, вино придётся выпить молодым, его невозможно долго хранить без специальной обработки и условий.
Если Вы захотите произвести 200, 500 и более литров вина, то без дубовых бочек и специального подвала не обойтись. А это уже и затраты определённые, и хлопоты,...да и знания придётся пополнять, иначе вино в бочке погибнет: у «живого» вина несколько сотен болезней. Готовы ли Вы стать винным доктором и проводить почти всё своё время возле пациента? Если да, то значит, что у нашего микровиноделия есть будущее и когда – нибудь сбудутся слова Л.С. Голицина о том, что «Русское виноделие - это будущее богатство России».
13.01.2007
Пейте вино!
Независимый винный эксперт Олег Мурашёв
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО ВИНА
vine@anapahome.ru
27728