19.04.2012
В саванне львица набрасывается на жертву и кромсает ее без упреков совести. А среди людей, которые могут представлять, что корова в состоянии чувствовать боль, удовольствие и страх, поедающих в тоже время животную плоть, могут возникать некоторые этические сантименты. Новое исследование показало, что люди развили специфический психологический инструмент, позволяющий им справляться с реальностями нашей мясоедской природы: это отрицание.
В эксперименте, который исключал вегетарианцев, психолог Брок Бастиан из Университета Квинсленда в Австралии совместно с коллегами вначале просил участников приступить к перекусу либо кусочками мяса, либо яблочными дольками. Перед тем, как приступить к еде, каждый написал краткий рассказ, описывающий полный жизненный цикл забойного животного, и затем оценил умственные способности коровы или овцы. Участники, которые знали, что будут есть мясо позже в эксперименте, делали намного более консервативные оценки ума животных. В большинстве они отрицали их способность думать и ощущать страдания в должной мере. Результаты эксперимента были опубликованы в Бюллетене личной и социальной психологии.
«Люди возводят себе в уме отрицание интеллекта у
животных, чтобы позволить себе поведение, позволяющее есть животных с меньшими негативными эффектами на психику», - объясняет Бастиан. Ученые спорят о том, что хотя люди обладают возможностью представлять себя в чужой шкуре – или копытах – такое поведения не всегда помогает им в жизни. Живущие в мясоедской культуре индивидуумы могли разработать подобную стратегию отрицания, чтобы лучше сопоставить свои моральные взгляды с культурными традициями и продолжать потреблять мясо без чувства вины.
Ярослав Плутенко по материалам Scientificamerican
23509