Около 40 процентов населения нашей страны регулярно употребляют продукты быстрого приготовления
Заметное место среди таких продуктов занимает самый дешевый продукт российского рынка - вермишель и лапша быстрого приготовления. Эти продукты не требуют варки, достаточно залить коробочку с продуктом кипятком, и через пять минут блюдо готово. Это может быть и суп, и гарнир для второго блюда.
Основным отличием вермишели быстрого приготовления от традиционных макаронных изделий является использование муки с низким, не более 25 процентов, содержанием клейковины, обязательным добавлением соли, а вермишель и лапша не должны быть толще 7 миллиметров. Наиболее конкурентоспособным показал себя продукт, изготовленный с соблюдением всех требований технологического процесса, выход которого в свет подтвержден наличием технических условий, а цена приятно удивляет своей дешевизной. Следует учесть, однако, что большое значение для формирования цены имеет тот факт, упакована ли вермишель в пакетик или в коробочку.
А кроме того, важно, какая это коробочка - тонкая полипропиленовая или из вспененного полистирола, то есть термостойкая. Наличие термостойкой коробочки, или контейнера, в которой собственно и происходит тонкий процесс превращения сушеной вермишели с сушеными добавками в съедобный обед, увеличивает цену упаковки вермишели быстрого приготовления в 2-3 раза. То есть вообще не ясно, за что платили - за быстрый обед, или за полимерную одноразовую коробочку. Если к упаковке приложена еще и пластмассовая вилочка или ложечка, стоимость собственно съедобной части такой упаковки вообще несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью всей упаковки в целом.
Тем не менее ежемесячно в России продается более 300 миллионов упаковок вермишели и лапши быстрого приготовления. При очевидной дешевизне этого продукта россияне тратят на покупку "быстрой" вермишели около 12 миллиардов рублей.
Почти 97 процентов населения хотя бы один раз попробовали вермишель или лапшу быстрого приготовления. Почти треть наших граждан готовят блюда с применением этой вермишели. Как показали опросы маркетинговых компаний, обычно потребители покупают вермишель быстрого приготовления на мелкооптовых рынках и на лотках по пути на работу или в обеденный перерыв. Интенсивная работа в офисе или отсутствие поблизости от места работы столовой или другого недорогого предприятия общепита обычно служат основными причинами для регулярной покупки вермишели быстрого приготовления. Покупку нескольких упаковок сразу покупатели обычно мотивируют низкой ценой, небольшим объемом и незначительным весом упаковок.
Интересно, что даже в таком прозаическом деле, как продукты быстрого приготовления, да еще с весьма проблематичным по мнению многих вкусом, наши сограждане смогли проявить фантазию и нестандартный подход. Из вермишели и лапши быстрого приготовления они научились готовить не только супы и густые гарниры. В сборниках кулинарных рецептов появились описания салатов, включающих в свой состав помимо традиционных яиц, колбасы, сыра, листового салата, майонеза также и мелко порезанную вермишель быстрого приготовления. Некоторые считают, что такая вермишель может с успехом заменить чипсы или сухарики к чаю. В этом случае продукт даже не заливается водой, а просто ломается на небольшие палочки.
Наибольшим спросом пользуется вермишель с мясным вкусом. Более 20 процентов людей, покупающих вермишель быстрого приготовления, предпочитают вкус свинины, почти 24 процента предпочитают вкус говядины. Только 7 процентов потребителей отдают предпочтение вермишели с овощами, столько же - с мясом креветок.
В начале 90-х годов прошлого века, когда вермишель и лапша быстрого приготовления в массовом порядке стали поступать на прилавки наших магазинов, основная часть этой продукции импортировалась из Китая, Вьетнама, Кореи. Лидерство Китая было очевидным и легко объяснимым. Китай является родиной вермишели быстрого приготовления. Именно здесь в 1958 году в период китайской культурной революции правительством страны было издано постановление о сокращении продолжительности обеденного перерыва. Потребовалось меньше года для того, чтобы появилась вермишель быстрого приготовления.
Сейчас большая часть вермишели быстрого приготовления, представленной в отечественной торговой сети, производится в России. Импорт за три года сократился в 4-5 раз и составляет сейчас менее 60 тысяч тонн в год.
Вермишель и лапшу быстрого приготовления в нашей стране выпускают несколько десятков компаний. Группу лидеров составляют три компании, расположенные в центральной части России и тем самым обеспечившие себе наиболее благоприятные условия на рынке. Эти три компании охватывают почти 65 процентов отечественного производства вермишели быстрого приготовления. Небольшие производители занимают в сумме около 35 процентов рынка, и их позициям на рынке постоянно угрожает активная политика продвижения со стороны крупных компаний, поэтому доля средних и мелких производителей вермишели сокращается.
Три года назад рынок вермишели быстрого приготовления был одним из самых многообещающих. В 2000 году емкость рынка увеличилась на 70 процентов. В 2001 году продажи по сравнению с предыдущим годом выросли всего на 30 процентов вместо ожидаемых 60-70 процентов. Специалисты заговорили о том, что рынок вермишели быстрого приготовления близок к насыщению.
Тем не менее крупные компании продолжают инвестировать средства в организацию новых производств вермишели быстрого приготовления, особенно в южных регионах России. Стоимость нового производства требует инвестиций в размере не менее 3 миллионов долларов.
Заявленные производителями мощности введенных и планируемых мощностей намного превышают возможности российского рынка вермишели быстрого приготовления. Производителям придется расширять ценовую нишу, в которой присутствует их продукция, и выходить в более дорогие ценовые сегменты, а также диверсифицировать часть бизнеса, в том числе в вопросе ассортимента - приступить к фасовке других так называемых "быстрых" продуктов, например, супов, бульонных кубиков, картофельного пюре, соусов.
25630